Пятница, 19.04.2024, 21:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТОП-100
Форма входа

Словарь бизнес-терминов

А-М

-А-

Абсолютное преимущество (absolute advantage) — сопоставление уровней производительности изготовителей товара. Абсолютным преимуществом обладает производитель, использующий меньший объем вводимых ресурсов на единицу продук­ции.

Автоматические стабилизаторы (automatic stabilizers) — изменения в финансово-бюджетной политике, направленные на стимулирование совокупного спроса во время рецессии, происходящие без каких-либо специальных политических решений.

Автоматические стабилизаторы (automatic stabilizers) — это налоговые инструменты и расходы, которые позволяют компенсировать недостатки управления экономикой, не требуя при этом принятия явных решений. К ним можно отнести пособия по безработице (т. е. правительство тратит больше в периоды слабой экономики) или налог с продаж (т. е. правительство взимает меньший налог в периоды слабой экономики).

Авторитет — объективное явление общественной жизни людей, без которого невозможна эффективная деятельность трудового коллектива.

Агент — юридическое или физическое лицо, которое выступает в роли посредника за счет и в интересах другого лица (принципала), а также осуществляет действия в подготовке сделок, но без права подписи; свои действия совершает обычно за вознаграждение, размер которого определяется по агентскому соглашению между агентом и лицом, давшим поручение.

Агент торговый — осуществляет свою коммерческую деятельность за счет и в интересах другого лица, действует как самостоятельный коммерсант на основе письменной доверенности принципала. За свою деятельность он получает вознаграждение в виде процента от суммы заключенных сделок, причем независимо от конечных результатов сделки для принципала. По объему полномочий торговых агентов подразделяют на: универсальных, генеральных и специальных.

Активное предложение — это все виды стимулирования, требующие активного и избирательного участия потребителя (конкурсы, лотереи и игры).

Агентское соглашение — соглашение между принципалом и агентом, определяющее характер и объем поручений, которые агент обязуется выполнять за счет и от имени принципала.

Аккордный налог (lump-sum tax) — установление одинаковой суммы налога для каждого налогоплательщика — физического лица.

Активное сальдо торгового баланса (trade surplus) — превышение экспорта над импортом.

Акция (stock) — ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в собственности фирмы.

Акции "голубых ярлычков” – особо выгодное вложение без риска.

Альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей) (opportunity cost) — нечто, отчего приходится отказаться, чтобы получить желаемое.

Альтернативные издержки (opportunity costs) — это чрезвычайно важное понятие, оно обозначает ценность отказа от какого-либо альтернативного выбора. Каждое решение несет с собой как альтернативные, так и прямые издержки.

Анализ — мысленное или реальное разделение предмета или явления на отдельные составные части или выделение части из целого.

Анализ «затраты-выгоды» (cost-benefit analysis) — исследование, в котором сравниваются издержки и выгоды общества, получаемые при предоставлении общественного блага.

Анализ издержек и прибыли (cost-benefit analysis) — это систематическое сравнение всех прогнозируемых издержек со всеми возможными прибылями.

Аукцион (auction) — это рыночный инструмент распределения каких-либо редких ресурсов; он весьма эффективен, но его не всегда легко проводить.

-Б-

Барьеры для вступления на рынок (entry barriers) — это всевозможные препятствия, осложняющие работу новых компаний на любом рынке. Они могут принимать форму высоких первоначальных затрат (например, при производстве самолетов или автомобилей) или государственного регулирования (например, в банковской и фармацевтической сферах), которые обременительны для новичка.

«Бегство» капитала (capital flight) — значительное внезапное уменьшение спроса на активы, предлагаемые страной.

Безбилетник (free rider) — человек, который извлекает выгоду из пользования благом, но старается получить его бесплатно.

Безвозвратная потеря (deadweight loss) — сокращение в результате введения налога общего излишка.

Бенчмаркинг — системная совокупность процессов рыночной устойчивости лидирующих позиций ведущих конкурентов в целях повышения работы фирмы.

Бизнес — общеэкономический термин, характеризующий сферу деятельности хозяйственного субъекта и его экономические интересы, когда при наличии риска достигается намеченный коммерческий успех.

Бизнес-имидж — система элементов деловой репутации, стандартов качества обслуживания, отражающая результаты работы коммерции в обществе.

Бизнес-операция — совокупность процедур от начала до завершения предпринимательского замысла, проекта, т.е. от вложения первоначальных средств и до получения прибыли.

Бизнес-цикл, или деловой цикл (business cycle) — это термин, обозначающий периоды роста и спадов, или рецессии, которые свойственны любой экономике. Эти циклы неоднородны — как правило, период роста долгий, а рецессии короткие, но длятся они примерно от 7 до 12 лет, от максимума до максимума, или от минимума до минимума.

Бизнес-стратегия (business strategy) компании — это проект основного плана получения прибыли. Понизим ли мы цены для завоевания большей доли рынка и увеличения прибыли? Или мы будет искать новые рынки для экспорта? Следует ли обратить внимание на увеличение маржи прибыли из расчёта на одну продажу или на увеличение количества продаж? Бизнес-стратегии есть у гораздо меньшего числа бизнесменов, чем этого можно было ожидать.

Благо — общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Понятие «благо» введено в научный оборот античными философами, которые принимали его как цель деятельности человека.

Благородство — моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы; выражает нравственную стойкость, самоотверженность в служении людям, способность возвышаться над эгоистическими побуждениями души, совершать бескорыстные поступки.

Благотворительность — действие, осуществляемое на безвозмездной основе, которая не предполагает ни финансовых, ни прочих обязательств со стороны получающих поддержку.

Благодеяние — действие, направленное на благо другого человека или общности; отличается от подаяния, простой услуги тем, что это не просто акт доброй воли, а присутствие сострадания, сопричастности к проблемам другого человека.

Бренд — выполняет роль имиджа торговой марки, определяет статус потребителя, стиль его жизни и существенно влияет на результаты коммерческой деятельности и создание позитивного общественного мнения.

Бюджетная линия (бюджетное ограничение, линия бюджетного ограничения) (budget constraint) — ограниченный набор товаров, который может позволить себе приобрести потребитель.

Бюджетный дефицит (пассивное сальдо бюджета) (budget deficit) — превышение правительственными расходами денежных поступлений.

Бюджетный избыток (бюджетный профицит; активное сальдо бюджета) (budget surplus) — превышение денежными поступлениями правительственных расходов.

-В-

Валовой внутренний продукт (ВВП) (gross domestic product (GDP)) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период времени.

Валовой внутренний продукт — совокупность результатов деятельности субъектов хозяйствования на экономической территории данного государства.

Валовой доход (total revenue (for a firm)) — сумма денег, вырученная фирмой в результате реализации произведенной продукции.

Валовой национальный доход — сумма первичных доходов, полученных резидентами данного государства в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других государств.

Валовой национальный продукт — валовая стоимость всех товаров и услуг, созданных на территории данного государства в течение определенного срока.

Валовой национальный продукт (ВНП) (gross national product (GNP)) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами государства за определенный период времени.

Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) равен ВВП в рыночных ценах плюс (минус) чистое сальдо между национальной экономикой и другими странами по налогам на производство и импорт, субсидиям, оплате труда, доходам от собственности и предпринимательскому доходу, операциям страхования и другим трансфертам.

Валовое национальное сбережение — часть ВНРД, которая не идет на конечное потребление. Оно равно сумме валовых сбережений всех секторов.

Вертикальная справедливость (vertical equity) — утверждение, что налогоплательщики, обладающие высокой способностью к уплате налогов, должны делиться с правительством большей частью доходов.

Взаимный фонд (паевой фонд) (mutual fund) — финансовый институт, предлагающий свои акции населению и использующий полученные средства для портфельного инвестирования в акции и облигации.

Взаимодополняющие товары (комплементы) — два товара, для которых увеличение цены на один приводит к снижению спроса на другой.

Взаимозаменяющие товары (субституты) (substitutes) — два товара, для которых увеличение цены одного ведет к возрастанию спроса на другой.

Вклады до востребования (бессрочные депозиты) (demand deposits) — средства на банковских счетах, владельцы которых распоряжаются ими с помощью выписки чеков.

Власть над рынком (market power) — способность экономического субъекта (или небольшой группы лиц) существенно влиять на рыночные цены.

Внешние эффекты (экстерналии) (externality) — влияние действий одного человека на благосостояние другого.

Внешние эффекты, или экстерналии (externality) возникают, когда частная мотивация не совпадает с тем, что пошло бы на пользу обществу или государству. Один из классических примеров внешних эффектов — загрязнение окружающей среды: в отличие от местных жителей, компания не несет никаких издержек, выбрасывая отходы в воздух или в воду, но это оборачивается большими издержками для местных общин. Аналогичным образом, наркомания — это не просто выбор одного человека между вредом, причиняемым здоровью, и удовольствием от употребления наркотиков, поскольку с этим связаны и издержки для остальной части общества: в виде антиобщественного поведения и увеличения потребности в здравоохранении. Внешние эффекты зачастую считают исключением из нормы (как пишут обычно во введениях и предисловиях), но именно благодаря им экономическая политика так интересна и неоднозначна.
Внешнеторговая политика (торговая политика) (trade policy) — государственная политика, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

Выравнивающие различия (компенсационные различия, компенсационный дифференциал) (compensating differentials) — разница в размере заработной платы, призванная нивелировать не денежные характеристики различных видов работ.

Вытеснение (crowding out) — уменьшение объема частных инвестиций как результат роста государственных заимствований.

-Г-

Гиперинфляция (hyperinflation) — слишком высокая инфляция, превышающая тысячи или десятки тысяч процентов в год. Ничто не действует на общество более пагубно, чем гиперинфляция.

«Гипотеза ассимиляции» (assimilation hypothesis) говорит о том, что новые группы иммигрантов вначале зарабатывают меньше, чем другие люди, занимающиеся той же работой, но со временем зарабатывают столько же или больше.

Гипотеза естественного уровня (natural-rate hypothesis) — утверждение о том, что вне зависимости от темпов инфляции безработица в конечном итоге возвращается к нормальному, или естественному, уровню.

Готовность заплатить (willingness to pay) — максимальная сумма, с которой покупатель согласен расстаться для приобретения товара.

Горизонтальная справедливость (horizontal equity) — утверждение, что налогоплательщики с равными способностями к уплате налогов должны вносить одинаковые суммы денег.

Государственные закупки (government purchases) — совокупность расходов органов государственной власти всех уровней на оплату приобретаемых товаров и услуг.

Граница производственных возможностей (production possibilities frontiers) — график, на котором представлены различные комбинации результатов функционирования экономики при данных факторах производства и его технологии.

-Д-

Деловые переговоры — механизм комплексных мер партнерского взаимодействия, основу которого составляют деловые связи за счет системы обсуждения и принятия решений в целях получения взаимовыгодных результатов.

Демографический коэффициент зависимости (dependency ratio) отражает соотношение численности иждивенцев моложе и старше трудоспособного возраста и численности населения трудоспособного возраста.

Демографический переход (demographic transition) происходит, когда экономика достигает среднего уровня процветания, при этом уровни смертности снижаются, но показатели рождаемости падают еще быстрее. В результате такого процесса темпы роста населения опускаются с привычного для очень бедных стран уровня в 2% в год, а средний возраст населения увеличивается — вместо молодежи, типичной для бедных стран, подавляющее большинство — это люди среднего и даже пожилого возраста (что характерно для богатых стран).

Денежно-кредитная политика (монетарная политика) (monetary policy) — совокупность решений Центрального банка относительно предложения денег.

Денежный мультипликатор (money multiplier) — количество денег, создаваемое банковской системой из каждой денежной единицы резервов.

Деньги (money) — совокупность активов, которые регулярно используются людьми для приобретения товаров и услуг у других индивидов.

Декредитированные (бумажные) деньги (fiat money) — деньги, не имеющие внутренней ценности и вводимые в обращение в соответствии с распоряжением правительства.

Депрессия (depression) — значительный экономический спад.

Дефлятор ВВП (GDP deflator) — показатель уровня цен, рассчитанный как отношение номинального ВВП к реальному, умноженное на 100.

Дефляция (deflation) — это последовательный спад общего уровня цен в экономике страны с течением времени. Это не просто снижение некоторых цен или стабильное замедление темпов инфляции, поскольку тогда это можно было бы назвать «дезинфляцией» (desinflation) (снижение темпов роста (но не уровня цен) в период рецессии), а не дефляцией.

Диаграмма кругооборота потоков (circular-flow diagram) — модель экономики, демонстрирующая опосредованные рынком потоки товаров, услуг и денег между домашними хозяйствами и фирмами.

Дилер — юридическое или физическое лицо, осуществляющее торгово-посреднические операции от своего имени и за свой счет.

Директ-мейл — коммуникации стимулирования продаж с использованием средств почтовой связи в, результате определения неудовлетворенного спроса клиентов, расширения сферы услуг, повышения качества исполнения.

Дистрибьютор — независимый оптовый торговец, осуществляющий свою деятельность rid закупке продукции с целью ее продажи для конечного ее потребления.

«Дилемма узников» («дилемма заключенных») (prisoners’ dilemma) — частный случай «игры» двух заключенных, иллюстрирующий сложность координации даже взаимовыгодных действий сторон.

Дискриминация (discrimination) — имеет место в тех случаях, когда рынок предлагает различные возможности индивидам, отличающимся только по расовой или этнической принадлежности, полу, возрасту, другим личным характеристикам.

Долг — одна из основных категорий деловой этики, выражающая отношение личности к обществу и связанная с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть и инициатива.

Доля рабочей силы в общей численности взрослого населения (labor-force participation rate) — отношение численности рабочей силы к численности взрослого населения, выраженное в процентах.

Достоинство — моральное понятие, выражающее представление о ценности каждого человека как личности; включает моральное отношение к самому себе и отношение к человеку со стороны общества; наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед обществом, в котором сформировался его статус, организационные способности к предпринимательству и талант к созиданию.

Доминирующая стратегия (dominant strategy) — стратегия, являющаяся наилучшей для игрока, вне зависимости от действий других участников игры.

-Е-

Естественная монополия (natural monopoly) — монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы.

Естественные монополии (natural monopolies) возникают на рынках, где остался только один поставщик, настолько велика оказалась экономия от масштаба. Единая энергосистема — хороший тому пример. Но в реальности естественные монополии — редкость. В ситуации с электроэнергией, например, можно использовать вариант регулирования, при котором электроэнергию будут продавать несколько поставщиков.

Естественный уровень безработицы (natural rate of unemployment) — уровень безработицы, соответствующий устойчивому состоянию экономики, вокруг которого происходят краткосрочные колебания.

-Ж-

Жизненный цикл (life cycle) — стереотипное изменение доходов в течение жизни человека.

-З-

Забастовка (strike) — организованное профсоюзом прекращение работы на предприятии.

Заказ — коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара.

Заказчик — он же клиент, рекламодатель, спонсор, выступает в роли инициатора по установлению связей с целевыми аудиториями, предварительно оговорив основные условия проекта- задания с учетом главной цели, сметы затрат, специфики заказа, сроков исполнения и ожидаемого результата.

Закон предложения (law of supply) — утверждение о том, что при прочих равных условиях объем предложения товара возрастает при увеличении его цены.

Закон спроса (law of demand) — утверждение о том, что при прочих равных условиях рост цены товара означает уменьшение предъявляемого объема спроса.

Закон спроса и предложения (law of supply and demand) — утверждение о том, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия.

Закон убывающей доходности от масштаба (diminishing returns to scale) — это ситуация, когда производство дополнительных единиц продукции стоит все дороже и дороже, а не все дешевле. Классический пример — сельское хозяйство. Фермеры должны обрабатывать все больше земли или тратить все больше средств на удобрения, чтобы увеличить урожай.

Закрытая экономика (замкнутая экономическая система) (closed economy) — национальная экономика, не взаимодействующая с экономиками других стран.

Затраты, связанные с увеличением масштаба (отрицательный эффект масштаба) (diseconomies of scale), — увеличение средних совокупных издержек в долгосрочном периоде при возрастании объема производства.

Зачет старого товара при покупке нового — денежная скидка для покупателя, которая применяется при продаже дорогостоящей техники и оборудования, не обладающих высокой степенью оборачиваемости. Эта форма стимулирования очень привлекательна для потребителя, так как имеет место снижение цены (новый товар потребитель получает со скидкой), которое сопровождается предоставлением услуги (избавлением потребителя от ненужной вещи).

-И-

Идентификация — в широком плане — установление идентичности, тождественности предметов и явлений; в психологическом смысле идентификация употребления для обозначения механизма социализации, отождествления индивида с группой.

Избыточное предложение (excess supply) — ситуация, когда объем предложения превышает объем спроса на товар.

Издержки (cost) — стоимость всего, от чего приходится отказаться продавцу ради производства товара.

Издержки – «меню» (menu costs) — издержки, связанные с изменением цен.

Издержки перенаселенности (congestion costs) — это разновидность внешних эффектов, которые связаны с (чрезмерным) использованием общественных благ.

Издержки по заключению сделки (трансакционные издержки) (transaction costs) — издержки, которые несут стороны в процессе достижения и выполнения соглашения.

Издержки «стоптанных башмаков» (shoeleather costs) — растраченные впустую ресурсы населения, вынужденного в условиях инфляции сокращать количество имеющихся у него на руках денег.

Издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки) (opportunity cost) — нечто, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое.

Излишек производителя (producer surplus) — сумма, которую получает продавец, за вычетом его издержек.

Имидж — представление покупателей и заказчиков о престиже фирмы, конкурентоспособности ее относительно других фирм, качестве изготавливаемых ею товаров и оказываемых услуг. Стабильность высокого имиджа фирмы служит залогом ее коммерческого успеха, устойчивого финансового положения и активных коммуникаций с общественностью.

Имидж персонала — выражение профессиональной подготовленности трудового коллектива, уровня компетентности, знаний, владения широким классом практических навыков, культуры организации, этикета взаимоотношений мужчин с женщинами.

Импорт (imports) — продукты и услуги, произведенные за границей и проданные на внутреннем рынке.

Импортная квота (import quota) — количественное ограничение на ввоз произведенных за границей товаров, которые продаются на внутреннем рынке.

Инвестиции (капиталовложения) (investment) — расходы на приобретение капитального оборудования, машин, недвижимости, включая средства домохозяйств, направленные на покупку нового жилья.

Индекс потребительских цен (consumer price index (CPI)) — показатель общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем.

Индекс цен для производителей (producer price index) — показатель, отражающий стоимость набора товаров и услуг, приобретаемых фирмами.

Индекс роста товарооборота торгового предприятия — отношение товарооборота за последующий период времени к товарообороту за предшествующий период при условии, что эти временные отрезки имеют одинаковую продолжительность.

Индивидуальный подход, или ориентирование на потребителя (customizing) — это изменение товара в соответствии с потребностями каждого конкретного покупателя. Эта практика давно существует при производстве дорогих автомобилей, она была введена также в компании Dell для сборки персональных компьютеров и в компании Nike для интернет-продаж обуви. Однако широкого распространения в сфере товаров массового потребления она еще не получила.

Индексация (indexation) — автоматическая корректировка сумм по контрактам и обязательствам с учетом эффекта инфляции.

Инновационная политика – это комплекс стратегических решений по обновлению товарного ассортимента, разработке концепции нового товара или модернизации старого.

Интернализация внешних эффектов (internalizing an externality) — воздействие на стимулы, побуждающее индивидов учитывать внешнее влияние результатов деятельности как внутреннее.

Интерактивные коммуникации — динамичный межличностный процесс, который способствует поступательному развитию фирмы с помощью компьютеризированных систем электронной почты, Интернета, интеллектуальных автоответчиков, беспроводных сотовых телефонов, персональных и карманных компьютеров.

Интернет — гигантская всемирная паутина электронных сетей серверов, связанных в единую информационную систему, предлагающую электронные услуги в мультимедийной форме от текста до видеоизображения и звуков. Интернет — новое средство коммуникации, представляемое коммуникационной моделью «многие многим», в основе которой лежит pull-модёль получения информации потребителями.

Инфляционный налог (inflation tax) — доход, извлекаемый правительством из выпуска в обращение дополнительных денег.

Инфляция (inflation) — увеличение общего уровня цен в экономике.

Инфляция (inflation) — процентное увеличение уровня цен; обычно измеряется годовой уровень.

Информационное поле — совокупность существующей в обществе информации, необходимой для рыночного взаимодействия.

Информация (слово латинского происхождения, обозначающее «сообщение о чем-либо») — представляет собой совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Основой информации о товаре (услуге) служит сообщение — форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и др.

Исключительность (excludability) — качество блага, состоящее в том, что индивиду можно помешать использовать его.

Истое национальное сбережение равно разности между ВНС и потреблением основного капитала.

-К-

Капитал (capital) — оборудование, здания и сооружения, используемые для производства товаров и услуг.

Картель (cartel) — группа согласованно действующих фирм.

Классическая дихотомия (classical dichotomy) — теоретическое разделение номинальных и реальных величин.

Количественная теория денег (quantity theory of money) — теория, утверждающая, что количество денег в экономике определяет уровень цен на товары, а темпы роста денежной массы детерминируют скорость роста общего уровня цен.

Коллектив — высшая стадия развития группы, объединенная общими социально значимыми целями и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования.

Конкуренция (competition) зависит от числа поставщиков. Если их много, то ни один из них не сможет поднять цену и при этом сохранить своих клиентов. Для реальной жизни более характерна несовершенная конкуренция или ее противоположность — монополия, при которой поставщик только один.

Конкурентный рынок (competitive market) — рынок, на котором много покупателей и продавцов, поэтому каждый из них оказывает незначительное воздействие на рыночную цену.

Концепция маркетинга организации — единый системный документ развития, в котором объединены цели, принципы и функции.

Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара.

Коммерческий акт — составляется при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта с обязательным присутствием представителей последних.

Комплекс маркетинга — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики.

Коммуникационная система — комплексная деятельность участников рыночного оборота, включающая всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов непосредственно между субъектами рынка.

Коммуникации микс (communication mix) — комплекс коммуникаций, включающий элементы рекламы в средствах массовой информации, прямые продажи, стимулирование в целях содействия продажам и связи с общественностью.

Коммуникабельность — умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты, включающее способности человека идти навстречу собеседнику, готовность его сделать первый шаг в установлении нового контакта.

Коммерческо-социальная активность предприятия (КСА) — совокупные меры, направленные на эффективное осуществление производственных процессов, актов купли-продажи участниками коммерческого оборота, сервисного обслуживания в целях наиболее полного удовлетворения рыночного спроса для максимально возможной социальной защиты общества.

Контроль в маркетинге — форма целенаправленного воздействия на поступательное развитие компании для выработки корректирующих рекомендаций по использованию новых решений, отвечающих требованиям рынка. Контроль маркетинга является действенным инструментом получения коммерческого успеха.

Контракт — соглашение обязательного характера, по которому одна сторона берет обязательства купить у другой стороны или продать ей обусловленное количество товара.

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать) — механизм соперничества между участниками рынка за более выгодные условия продажи товаров, услуг в целях захвата максимальной доли рынка и получения прибыли.

Конкурентная среда — рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продажи в условиях постоянной угрозы появления новых конкурентов, новых товаров и услуг.

Конкурентная позиция — сравнительная характеристика основных параметров фирмы относительно лидирующего конкурента. Конкурентная позиция может быть доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная.

Конкурентоспособность — свойство продукта (услуги), имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителя.

Конфликт — специфическая ситуация морального выбора при столкновении позиций, взглядов, интересов, включающая сильные эмоциональные переживания, стрессы через возникновение сложностей преодоления противоречий конфликтующих сторон. Личное решение выбора обусловлено прежде всего уровнем развития нравственного сознания человека, его участием в результатах коллективного труда.

«Конкурс красоты» (beauty contest) — это вежливое описание того, как чиновники или политики принимают решения о том, какой кандидат заслуживает разрешения на использование ценного редкого ресурса (например, права вещать на определенной радиочастоте). У нас есть все основания для циничного отношения к качеству решений, принимаемых в ходе таких «конкурсов красоты».

Корпоративная культура — специфическая сфера культуры, которая связана с воспроизводством отношений, складывающихся между людьми в процессах изготовления продукции, ее распределения, сбыта, сервисного обслуживания и потребления.

Корпоративный стиль — набор постоянных элементов (словесных, графических, цветовых и др.), которые, действуя в совокупности, обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) фирмы, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего дизайна.

Корпоративно-социальная ответственность (КСО) — философия взаимодействия коммерческой структуры с обществом, отражающая этические ценности корпорации, ее ответственность за результаты труда, охрану окружающей среды, создание условий безопасной жизнедеятельности.

Корпоративный стиль — набор постоянных психологических, словесных, этических, графических, цветовых и других элементов, отражающих уровень корпоративной культуры, социальной ответственности перед обществом и механизм межличностных коммуникаций.

Коэффициент потерь (sacrifice ratio) — показатель снижения среднегодового объема выпуска (реальный объем ВВП) в процентном выражении при уменьшении темпов инфляции на 1 %.

Клиент — лицо или фирма, прибегающие к услугам торговых фирм в целях заключения контрактов, заказов на работы, товары, продукцию и различного рода услуги.

Климат психологический — относительно устойчивое социально-психологическое явление, порождаемое межличностными отношениями в группе и имеющее субъективную значимость для каждого ее члена.

Кредитно-денежная политика (monetary policy) — решения, касающиеся процентных ставок, условий кредитования и ликвидности на финансовых рынках.

Кривая безразличия (indifference curve) — кривая, определяющая различные наборы товаров, в равной степени удовлетворяющие потребителя.

Кривая предложения (supply curve) — график, отражающий зависимость между ценой товара и объемом его предложения.

Кривая совокупного предложения (aggregate-supply curve) — кривая, отражающая объем товаров и услуг, производимый и реализуемый фирмами при каждом данном уровне цен.

Кривая совокупного спроса (aggregate-demand curve) — кривая, показывающая количество товаров и услуг, которое домашние хозяйства, фирмы и правительство желали бы приобрести при каждом данном уровне цен.

Кривая спроса (demand curve) — график зависимости между ценой товара и объемом спроса на товар.

Кривая Филлипса (Phillips curve) — кривая, демонстрирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде.

Кривая Филлипса (Phillips curve) — отражает взаимосвязь уровня безработицы с уровнем инфляции. Это нисходящая кривая: чем выше уровень инфляции (ось у), тем ниже уровень безработицы (ось х). Но горький опыт показывает, что это не тот компромиссный выбор, которым правительство может манипулировать по своему усмотрению, потому что если оно увеличит спрос и, следовательно, пойдет на высокий уровень инфляции, с тем чтобы сократить безработицу, то кривая Филлипса изменится. В краткосрочной перспективе это нисходящая кривая, а в долгосрочной — вертикальная при «показателе нормы безработицы, не ведущей к усилению инфляции» (non-accelerating inflation rate of unemployment — NAIRU). На это влияет состояние предложения.

Кризисная ситуация — новая неоднозначная ситуация, требующая принятия срочных и трудных решений и установления в сжатые сроки тесных правдивых коммуникаций со средствами массовой информации.

Критерий максимина (maximin criterion) — утверждение о том, что правительство должно стремиться к максимизации благосостояния беднейшего члена общества.

-Л-

Либерализм (liberalism) — политическая философия, в соответствии с которой правительство должно проводить политику, направленную на поддержание справедливости, степень которой оценивает беспристрастный наблюдатель.

Либертарианизм (доктрина свободы воли) (liber-tarianism) — политическая философия, в соответствии с которой основная обязанность государства — обеспечение наказания преступников и претворения в жизнь добровольных согла­шений, но никак не перераспределение доходов граждан.

Лидер — незаурядная личность. Обладающая комплексом способностей, совокупностью психологических характеристик, позволяющих возглавлять трудовые коллективы, занимать ведущие позиции в обществе.

Ликвидность (liquidity) — легкость, с которой тот или иной вид активов может быть превращен в принятое в экономике средство обмена.

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия, бюджетное ограничение) (budget constraint) — ограниченный набор товаров, который может позволить себе приобрести потребитель.

Личная продажа — представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения и имеющее целью продажу, установление длительных взаимоотношений с данными клиентами.

Ловушка ликвидности (liquidity trap) — это такая ситуация, при которой процентные ставки больше не могут понижаться, потому что они уже близки к нулю, но все еще недостаточно низки, чтобы стимулировать спрос. Снижение процентных ставок должно заставить людей тратить больше денег, а не держать сбережения в наличности или на депозитных вкладах: оказавшись в ловушке, они предпочитают ликвидные средства. Возможно, дело в том, что при наличии дефляции реальные процентные ставки выше номинальных. Номинальные процентные ставки — это то, что, по словам банка, он перечисляет на ваш депозитный вклад; реальные ставки — это номинальные ставки, измененные в соответствии с ожидаемой инфляцией. Если инфляция отрицательная, то реальные доходы от средств, лежащих на депозите, выше: товары будут дешевле, если вы купите их в следующем, а не в этом году.

-M-

Маркетинг — комплексная система мер по организации управления производственно-торговой деятельностью, основанная на изучении и прогнозировании рынка с целью максимизации возможностей удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

Маркетинговые коммуникации — основа для тех сфер рыночной деятельности, цель которых — удовлетворение совокупных потребностей общества.

Маркетинговая стратегическая матрица — пространственная модель выбора фирмой конкретной стратегии с использованием системы координат, отражающей количественные и качественные характеристики признаков.

Маркировка — условные обозначения и д