Четверг, 28.03.2024, 19:17
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТОП-100
Форма входа

Словарь экономических терминов У-Я


-У-

Убывание предельного продукта (diminishing marginal product) — свойство, согласно которому при возрастании количества используемого в производстве ресурса предельный продукт убывает.

Убывающая доходность (diminishing returns) — свойство капитала, проявляющееся в том, что добавочные равные вложения капитала сопровождаются уменьшением прироста выпуска продукции.

Уменьшение предельной чувствительности (diminishing marginal sensitivity) означает, что один и тот же абсолютный прирост в денежном выражении сокращается, и ценность его снижается при увеличении общего объема. Так, например, если у меня есть только 100 долларов, то 11 долларов будут для меня большими деньгами, чем в том случае, если бы вначале у меня была тысяча долларов.

Управление спросом (demand management) — это процесс, при котором правительство или центральный банк пытаются откорректировать средний уровень спроса в экономике для того, чтобы смягчить подъемы и спады бизнес-цикла или для того, чтобы ускорить экономический рост.

Управление маркетингом сферы малого бизнеса — составная часть общей системы управления, направленная на достижение согласованности внутренних реальных возможностей (материальный и интеллектуальный потенциалы) с требованиями внешней среды (конкуренция, государственное регулирование, эко­номические и социально-культурные факторы) для получения желаемого результата.

Управление маркетинговыми коммуникациями — целенаправленная деятельность компании по регулированию рыночной устойчивости посредством информационных технологий, элементов продвижения, рекламы, организации выставки, связей с общественностью с учетом влияния закономерностей и тенденций рынка.

Уравнение количественной теории денег (quantity equation) — уравнением х V = PxY, связывающее количество денег и скорость их обращения с номинальной стоимостью произведенных товаров и услуг.

Уровень бедности (poverty rate) — выраженная в процентах доля населения, семейный доход которой находится ниже некоего абсолютного уровня — черты бедности.

Уровень безработицы (unemployment rate) — отношение числа безработных к общему количеству рабочей силы, выраженное в процентах.

Установление целевых показателей (таргетирование) инфляции (inflation targeting) — это практика, полученная благодаря подобному опыту. Центральные банки в настоящее время сосредоточивают свое внимание на сохранении инфляции на низком и стабильном уровне 2-3% в год. Иногда они устанавливают явный целевой показатель инфляции, иногда он подразумевается.

Установление целевых показателей (таргетирование) обменного курса (exchange rate target) — это последний вид установления целевых показателей (таргетирования) в кредитно-денежной политике, при котором устанавливается фиксированный курс обмена основной валюты, например доллара. Правило, в результате, заключается в том, чтобы «установить тот же уровень инфляции, что и в США». Это великолепный способ сократить инфляцию, но он может оказать пагубное воздействие, если: а) неправильно выбран обменный курс и/или б) прочие меры не способствуют стабилизации инфляции, например, если дефицит государственного бюджета огромный, и правительству приходится брать большие займы, чтобы оплатить свои расходы.

Установление целевых показателей (таргетирование) денежной массы (monetary target) — это альтернатива установлению целевых показателей инфляции. Эта методика была популярна в конце 1970-х — начале 1980-х годов, когда правительства придерживались целевых темпов роста предложения денежной массы (денежные средства плюс различные банковские депозиты). Этот принцип заключается в том, что инфляция не может возникнуть, если будет введены ограничения на быстроту доступа к денежным средствам для текущих расходов.

Услуги рекламные — оказание посреднических услуг в области распространения информации о товаре, работе, услугах через рекламные издания и средства информации (печатные издания, средства вещания, внутренняя и наружная реклама, научные симпозиумы, презентации и др.). Рекламные услуги включают в себя также работу по подготовке рекламных листков, видеороликов, каталогов, поиску спонсоров при проведении крупных спортивных и эстрадных шоу и многие другие направления.

Услуги коммерческие — совокупность посреднических, комиссионных, рекламных, инжиниринговых, информационно-коммерческих и других видов услуг, связанных с закупкой, продажей и продвижением товаров от изготовителя к конечному по­требителю.

Услуги научно-консультативные — реализация услуг для заказчиков, нуждающихся в различного рода услугах по разработке методических рекомендаций, экономических и технических решений, в создании и оформлении новых фирм на рынке, их ликвидации, разработке бизнес-планов, бизнес-карт, обучении, пе­реподготовке кадров и проведении научных стажировок в России и за рубежом. Все эти направления посреднической деятельности объединены в мировой практике общим понятием — консалтинговые услуги.

Утилитаризм (utilitarianism) — политическая философия, в соответствии с которой государство должно стремиться к максимизации совокупной полезности для каждого члена общества.

Учетные купоны (перекрестный купонаж) — возмещение с отсрочкой определенной суммы денег в случае, если совершается покупка двух очень разных товаров, не продающихся в одной торговой точке.

Учетная ставка (discount rate) — ставка процента, по которой Центральный банк выдает ссуды нуждающимся в них кредитным учереждениям.

-Ф-

Факторы производства (factors of production) — ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

Физический капитал (вещественный капитал) (physical capital) — оборудование, здания и сооружения, используемые для производства товаров и услуг.

Финансовая система (financial system) — совокупность экономических институтов, помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к субъектам экономики, нуждающимся в заемных средствах для инвестиций.

Финансовые посредники (financial intermediaries) — финансовые институты, при посредничестве которых средства, направленные на сбережения, попадают к конкретным заемщикам.

Финансовые рынки (financial markets) — совокупность финансовых учреждений, позволяющих лицу, желающему сделать сбережения, предоставить свои ресурсы непосредственному заемщику.

Финансовый разрыв (неравенство) (financial gap) — это несоответствие между денежными средствами, которые страна должна инвестировать для достижения необходимых темпов экономического роста, и объемом национальных сбережений.

Федеральная резервная система (ФРС) (federal reserve (Fed)) — Центральный банк США.

-Ц-

Целевая аудитория — определенная часть сообществ людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.

Цена — денежное выражение стоимости товара.

Цена равновесия (равновесная цена) (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение.

Ценовая дискриминация (price discrimination) — практика бизнеса, когда один и тот же товар продается разным покупателям по различным ценам.

Ценовая дискриминация (price discrimination) — это назначение разных цен различным категориям покупателей с целью получения большей прибыли. Это широко распространенная практика: вспомните об авиабилетах разных классов; скидках для студентов; купонах, позволяющих получить скидки при покупке и служащих для привлечения покупателей, которые не хотят платить полную цену и не любят вырезать эти купоны из газет и журналов; или о более дорогих билетах на вечерние сеансы в кино. Ценовая дискриминация может возникнуть в условиях более или менее идеальной рыночной конкуренции: если бы трансатлантических перелетов было бесконечно много, то ни одна авиакомпания не смогла бы заставить бизнесмена платить 2 тыс. долл. за дополнительное пространство вокруг своего кресла.

Ценовая эластичность спроса (price elasticity) — это измерение падения спроса при повышении цены, и наоборот. Если при увеличении цены на 1% спрос сокращается на 1%, то коэффициент эластичности равен единице. Если снижение спроса превышает 1%, то это означает, что спрос высокоэластичен; если меньше 1%, то спрос неэластичен.

Центральный банк (central bank) — институт, контролирующий работу банковской системы страны и регулирующий количество денег в обращении.

Центр маркетинговых исследований — организационная форма управления по разработке, созданию банка рыночных данных и предоставлению клиентам услуг в области рыночных исследований, анализу маркетинговой деятельности фирм-конкурентов, рекламных услуг и др. Серьезным направлением в деятельности центров является разработка текущих и перспективных прогнозов состояния спроса и предложения на различных рынках сбыта по конкретным видам товаров.

Циклическая безработица (cyclical unemployment) — периодические отклонения фактического уровня безработицы от естественного.

-Ч-

Частичное банковское резервирование (частичное резервное покрытие) (fractional-reserve banking) — система, при которой банки размещают в резервах только часть общей суммы вкладов.

Частные блага (private goods) — исключительные блага, являющиеся объектом соперничества.

Частные сбережения (private saving) — доход домашних хозяйств за вычетом налогов и расходов на потребление.

Человеческий капитал (human capital) — накопленные инвестиции в образование и обучение людей в процессе работы.

Человеческий капитал (human capital) — это совокупность навыков, ноу-хау, опыта, образования и способностей людей.

Человеческий фактор — отражение ориентации на человека, его творческие возможности, заинтересованность в результатах собственного труда, максимальное приближение к ключевым проблемам управления фирмой.

Черта бедности (poverty line) — абсолютный уровень дохода, ежегодно устанавливаемый федеральным правительством для различных по составу семей.

Чистые иностранные инвестиции (net foreign investment) — разность между стоимостью иностранных активов, приобретенных резидентами, и стоимостью отечественных активов, приобретенных иностранцами.

Чистый экспорт (net exports) — разница между суммами выручки от продажи отечественной продукции на внешнем рынке (экспорт) и расходов на приобретение иностранной продукции резидентами (импорт).

-Э-

Экологические знаки — знаки, предназначенные для информации экологической чистоты потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.

Экологические внешние эффекты (environmental externalities) возникают, когда частные экономические действия практически не учитывают издержки своей деятельности для окружающей среды. Их называют внешними издержками (external costs), поскольку вы платите за очистку от моих загрязнений.

Экономика благосостояния (welfare economics) — изучение воздействия распределения ресурсов на экономическое процветание.

Экономикс (экономическая теория, экономика) (economics) — наука, изучающая механизм управления ограниченными ресурсами общества.

Экономические инструменты (economic instruments) — это налоги, субсидии, торговля разрешениями, которые выравнивают частные и общественные издержки и, тем самым, создают правильную мотивацию для получения лучшего результата. Экономисты предпочитают пользоваться экономическими инструментами, а не запретами, квотами и правилами, поскольку полагают, что люди лучше отзываются на создание стимулов, чем на проявление власти.

Экономическая рента (economic rent) — доход, получаемый от владения редким активом. Хороший тому пример — земля. Другой пример — природные ресурсы. Государственное регулирование часто создает ренту, путем ограничивая доступа к ценным активам. Требуется получение лицензий для выполнения совершенно разных работ, начиная с бурения скважин для добычи нефти и продвижения на рынок нового лекарства и кончая использованием радиочастот.

Экономический спад (рецессия) (recession) — период снижения реальных доходов и возрастания уровня безработицы.

Экономическая эффективность — получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов.

Экономия, обусловленная масштабом (economies of scale), — сокращение средних совокупных издержек в долгосрочном периоде при возрастании объема производства.

Экономия от масштаба (economies of scale) возникает, когда стоимость поставки дополнительной единицы чего-либо (будь то самолет, программное обеспечение или роль в кино) уменьшается по мере увеличения объема поставки. Экономия от масштаба может возникать при высоких фиксированных или начальных затратах, таких как расходы на конструирование и тестирование нового самолета или съемки и продвижение фильма, на рынке с большим количеством потенциальных продаж. Эффект масштаба встречается довольно часто, но обычно люди сначала изучают модель экономики, описанную в учебниках и основанную на постоянной прибыли от масштаба, поскольку такие расчеты проще.

Экспорт (exports) — товары и услуги, произведенные в данной стране и реализуемые за границей.

Экспонаты — товары, которые в соответствии с требованиями регламента (условия участия в смотрах, презентациях, выставках, ярмарках) могут быть выставлены для просмотра и демонстрации.

Эксплуатационные документы — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров, использование и обслуживание которых требует специальной подготовки.

Экстерналии (внешние эффекты) (externality) — влияние действий одного человека на благосостояние другого.

Эластичность (elasticity) — показатель, отражающий изменение в объемах спроса и предложения при изменении одной из его детерминант.

Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply) — показатель, отражающий изменение объема предложения при изменении цены. Рассчитывается как отношение объема предложения, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) — показатель, отражающий изменение объема спроса на товар при изменении доходов потребителей, рассчитанный как отношение изменения объема спроса, выраженного в процентах, к изменению дохода, выраженному в процентах.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) отражает пропорциональное увеличение спроса на продукт с увеличением дохода. Если этот коэффициент больше 1 (как в случае со здравоохранением и одеждой от модельеров), то это считается предметом роскоши (luxury good); если меньше 1, то предметом первой необходимости (necessity) (как еда или сигареты). Другими словами, использование этих терминов в экономике отличается от повседневного. (Сигареты обычно считают непристижными товарами (inferior goods), спрос на которые обычно падает с ростом доходов, так же как на основные продукты питания (staple foods), такие как кукуруза, в отличие, например, от мяса. Если же при росте доходов спрос повышается, то это — обычный товар (normal good).

Эластичность спроса по цене (price elasticity of demand) — показатель, измеряющий, как изменится объем спроса при изменении цены товара. Рассчитывается как отношение изменения объема спроса, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах.

Эмблема — может быть исполнена как на основе самого изобразительного символа (зверек, птица, растение и т.п.) или специально выполненного написания аббревиатуры, так и в виде их комбинации.

Эмоции — конкретное и относительное кратковременное переживание своего отношения к жизненно важным внутренним и внешним воздействиям.

Эффект «быстрого старта» (catch-up effect) — при одинаковых инвестициях в экономику двух стран темпы промышленного роста будут выше там, где начальный потенциал был ниже.

Эффект вытеснения (crowding-out effect) — сдвиг кривой совокупного спроса вследствие повышения процентной ставки при проведении экспансионистской бюджетной политики, что выражается в снижении инвестиционых расходов.

Эффект дохода (income effect) — изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя переходить на более высокую или более низкую кривую безразличия.

Эффект дохода (income effect) — это влияние более высокой заработной платы на выбор между работой или отдыхом. Это отрицательный эффект: если у вас много денег, вам приходится меньше работать, чтобы оплатить все счета.

Эффект замещения (substitution effect) — изменение объемов потребления как результат изменения цен, вынуждающее потребителя перемещаться по данной кривой безразличия в точку с новым значением предельной нормы замещения.

Эффект замещения (substitution effect) — это положительный эффект высокой цены на труд: если вам платят в час больше, у вас есть стимул работать больше часов.

Эффект мультипликатора (multiplier effect) — добавочный сдвиг кривой совокупного спроса, возникающий в случаях, когда экспансионистская бюджетная политика приводит к увеличению доходов субъектов экономики, а следовательно, и возрастанию потребительских расходов.

Эффект Фишера (Fisher effect) — изменение номинальной ставки процента в зависимости от темпов инфляции в соотношении «один к одному».

Эффективная заработная плата (efficiency wages) — превышающая равновесный уровень заработная плата, стимулирующая работников к более про­изводительному труду.

Эффективность (efficiency) — использование обществом ограниченных ресурсов, направленное на максимизацию общего излишка, получаемого всеми членами общества.

Эффективность управления маркетингом — комплексная оценка качественных и количественных показателей распределения, продвижения и позиционирования товаров, услуг, идей в обществе с учетом миссии и бюджета каждого участника рыночного оборота.

Эффективный масштаб (efficient scale) — объем производства, при котором достигаются минимальные средние совокупные издержки.

-Я-

Ярмарка — организованный, периодически регулярно функционирующий рынок машин, оборудования, транспортных средств и многих других товаров. Проведение ярмарок осуществляется по строго определенному графику с приглашением ши­рокого круга коммерсантов, промышленников, как отечественных, так и зарубежных. При этом создается широкая инфраструктура для организации и проведения ярмарок, в том числе: гостиничные отели, транспорт, телекоммуникации, средства связи, объекты социально-бытового назначения и многие др.