Четверг, 14.12.2017, 10:53
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТОП-100
Форма входа

Словарь экономических терминов Н-Ф

-Н-

Наружная реклама — медиаканал, который доносит информацию до получателей при помощи отпечатанных типографическим способом плакатов, рисованных щитов и световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог.

Наличные деньги (currency) — банкноты и монеты, находящиеся на руках у населения.

Налогово-бюджетная политика (fiscal policy) — это решения о государственных расходах и налогообложении.

Налог Пигу (Pigovian tax) — налог, вводимый с целью регулирования отрицательных внешних эффектов.

Национальные сбережения (сбережения) (national saving (saving)) — совокупный доход экономики за вычетом потребления и государственных закупок.

Неисключаемые блага (nonexcludability) — этот термин обозначает товары или услуги, использование которых никто потребителям запретить не может. Как только рядом с вашим домом построили дорогу, по ней может ездить каждый. Как только публикуется какой-либо шифр, остановить его использование уже невозможно.

Необратимые затраты (издержки прошлого периода) (sunk costs) — это еще один термин для фиксированных затрат, указывающий на то, что эти расходы невозможно компенсировать. Построили тоннель под Ла-Маншем, и все.

Нейтральность денег (monetary neutrality) — свойство денег, выражающееся в том, что изменение их предложения не оказывает влияния на реальные величины.

Низший товар (inferior good) — товар, объем спроса на который, при прочих равных условиях, возрастает при уменьшении доходов потребителей.

Несостоятельность рынка (несовершенство рынка, фиаско рынка) (market failure) — ситуация, в которой рынок не может самостоятельно справиться с эффективным распределением ресурсов.

Нетто-баланс (balanced trade) — ситуация равенства экспорта и импорта.

Неудовлетворенный спрос (избыточный спрос) (excess demand) — ситуация, когда объем спроса превышает объем предложения.

Номинальная процентная ставка (nominal interest rate) — ставка банковского процента без поправки на инфляцию.

Номинальные переменные (nominal variables) — величины, измеренные в денежных единицах.

Номинальный ВВП (nominal GDP) — объем производства товаров и услуг, выраженный в текущих ценах.

Номинальный обменный курс (номинальный валютный курс) (nominal exchange rate) — соотношение, в котором обмениваются национальные валюты двух стран.

Норма обязательных резервов (reserve requirements) — установление минимального размера резервов, которые банки должны сформировать из полученных вкладов.

Норма резервов (reserve ratio) — доля вкладов, которую банк оставляет в резервах.

Нормальный товар (normal good) — товар, объем спроса на который при прочих равных условиях возрастает при увеличении дохода.

Нормативные утверждения (normative statements) — положения, направленные на изменение существующего устройства мира.

Нулевые предельные издержки (zero marginal cost) означают, что производство любой дополнительной единицы продукции не требует дополнительных затрат, пример тому — программное обеспечение с высокими затратами на разработки, но нулевыми (почти) затратами на копирование и распространение.

-О-

Облигация (bond)— ценная бумага, определяющая обязательства заемщика перед ее держателем.

Обратная связь — благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки. Обратная связь играет большую роль в успешном функционировании концептуальной модели паблик рилейшнз.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или профессионально заинтересованного характера.

Обусловленность (conditionality) — термин, обозначающий условия, связанные с займами и кредитами, выдаваемыми МВФ, Всемирным банком и другими официальными кредиторами. Часто говорят о том, что это обременительное явление, но на практике оно редко применяется в полном объеме.

Общественные блага (public goods) — блага, не являющиеся ни исключительными, ни объектом соперничества.

Общественные или социальные блага (товары) (public or social goods) часто являются как неисключаемыми, так и не предполагающими конкуренцию товарами. Хороший тому пример — национальная оборона.

Общественные сбережения (public saving) — разность доходов, полученных в виде собранных налогов, и расходов органов государственного правления различных уровней.

Общие ресурсы (common resources) — блага.которые являются объектом соперничества, но не исключительны.

Общеэкономические пропорции — соотношения между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве.

Объект соперничества (rivalness) — качество блага, состоящее в том, что при использовании его одним человеком возможность потребления его другим индивидом уменьшается.

Объем предложения (quantity supplied) — количество любых товаров или услуг, которое продавцы желают и имеют возможность продать.

Объем спроса (quantity demanded) — количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести.

Ограниченность (scarcity) — ограниченная природа ресурсов общества.

Олигополия (oligopoly) — рыночная структура, в которой несколько поставщиков предлагают сходную или идентичную продукцию.

Олигополия (oligopoly) — это отрасль, в которой есть только несколько крупных компаний, в то время как при монополии (monopoly) их всего одна, а при дуополии (duopoly) — две. Дальше экономисты уже не считают.

Операции на открытом рынке (open-market operations) — покупка и продажа Центральным банком государственных облигаций.

Оперативный план системы PR — система совокупных экономических, организационных и социальных мер, направленных на формирование общественного мнения за счет планомерного воздействия на основные группы целевой аудитории для достижения благотворного восприятия фирмы, ее маркетинговых программ с учетом конкретных временных сроков.

Оптовая торговля включает все виды деятельности по продаже товаров и услуг тем, кто их приобретает для перепродажи или использования в бизнесе.

Освобождение от долгового бремени (debt relief) — термин, означающий, что часть долга списывается, поскольку шансов получить долг полностью мало. Важно то, насколько списание долга сокращает выплату необходимых процентов, так как они выплачиваются из налоговых поступлений, которые можно было бы потратить на образование и здравоохранение (или на вооружение и президентские дворцы).

Открытая экономика (открытая экономическая система) (open economy) — национальная экономика, свободно взаимодействующая с экономиками других стран.

Отраслевая структура (industrial structure) — этот термин используется для обозначения набора товаров и услуг, из которых состоит экономика. Какую долю от общей национальной продукции составляет обрабатывающая промышленность (например, электротехника или текстиль) по сравнению с услугами (программным обеспечением, финансами, здравоохранением или ароматерапией)?

Отраслевая структура — совокупность качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования.

Отрицательный подоходный налог (negative income tax) — налоговая система, основанная на поступлении платежей от домашних хозяйств с высокими доходами и трансфертных выплатах малоимущим семьям.

Отчаявшиеся работники (discouraged workers) — индивиды, желающие трудоустроиться, но прекратившие попытки поиска работы.

Оценка — особая форма отражения, предназначенная для определения ценностных свойств и качеств, их полезности.

-П-

Паблик рилейшнз — искусство и наука получения высоких результатов в бизнесе за счет достижения взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. Эта наука способствует формированию достойного имиджа, избежанию вредных слухов и возможных недоразумений, а также повышению качественного обеспечения совокупных рыночных запросов потребителей.

Пассивное сальдо торгового баланса (внешнеторговый дефицит, дефицит торгового баланса) (trade deficit) — превышение импорта над экспортом.

Переговоры о заключении коллективного трудового договора (collective bargaining) — способ достижения соглашения между профсоюзами и работодателями об условиях найма работников.

Переменные издержки (variable costs) — издержки, изменяющиеся в соответствии с объемом выпуска продукции.

Перераспределение налогового бремени (tax incidence) — это термин, обозначающий конечного налогоплательщика, поскольку не всегда их платят те, кто, на первый взгляд, должен это делать. Компании могут перекладывать корпоративные налоги на потребителей за счет повышения цен. При рыночных условиях, выгодных продавцу, налог на продажу имущества перекладывается непосредственно на плечи покупателей.

План — документ, в котором отражены основные пути решения проблемы в результате тщательного анализа ее для обоснования выгодности и целесообразности предлагаемого проекта решения.

Повышение курса валюты (appreciation) — повышение стоимости валюты по отношению к стоимости денежных единиц других стран, выражающееся в том, что за единицу национальной валюты можно приобрести большее количество иностранной валюты.

Позитивные утверждения (positive statements) — положения, направленные на описание мира как такового.

Позиционирование — маркетинговые усилия корпорации по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей особого, отличного от конкурента образа компании, товара, услуги.

Поиск работы (job search) — процесс подбора работы, удовлетворяющей наклонностям и квалификации работника.

Показатели качества маркетинга — многомерная комплексная характеристика, отражающая прогнозные модели успешных объемов продажи с учетом качества маркетинга всех участников рыночного оборота, их социально-деловой активности и имиджа.

Поощрение — вид санкции, противоположной наказанию, включающей положительное воздействие на поступки и действия подчиненных, выражения публичной признательности их заслуг. Помимо одобрения социальное значение поощрения определяется тем, что оно обращает внимание других членов трудового коллектива на поступки, достойные подражанию. Поэтому поощрение заключается не только в одобрении, но и в формировании корпоративной мотивации к более высоким результатам.

Покупательское поведение — набор ценностей, предпочтений, поступков, усвоенный под влиянием социальной среды, семьи, окружающих, формирующий потребительское мнение клиентов о приобретаемых товарах и услугах.

«Пол» (нижний предел) цены (price floor) — официальный минимум цены, по которой может быть продан товар.

Полезность (utility) — показатель счастья или удовлетворенности.

Полная взаимодополняемость товаров (совершенные дополните ли, совершенные комплементы) (perfect complements) — свойство двух товаров, выражающееся в том, что их кривые безразличия образованы двумя отрезками прямых, расположенными под прямым углом.

Полная взаимозаменяемость товаров (совершенные заменители, совершенные субституты) (perfect substitutes) — свойство двух товаров, выражающееся в том, что их кривые безразличия представляет собой прямую линию.

Понижение курса валюты (depreciation) — понижение стоимости валюты по отношению к стоимости денежных единиц других стран, выражающееся в том, что за единицу национальной валюты можно приобрести меньшее количество иностранной валюты.

Постоянная отдача от масштаба (constant returns to scale) — ситуация, когда средние совокупные издержки в долгосрочном периоде остаются не изменными, вне зависимости от объема производства.

Постоянные издержки (fixed costs) — издержки, величина которых при изменении объема выпуска остается постоянной.

Постоянный доход (permanent income) — обычный доход индивида.

«Потолок» – (верхний предел) цены (price ceiling) — официальный максимум цены, по которой может быть продан товар.

Потребительский излишек (consumer surplus) — разность между ценой, которую покупатель готов заплатить за товар, и суммой, полученной за него продавцом.

Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара, адресованного потребителям.

Потребление (consumption) — расходы домашних хозяйств на оплату всех товаров и услуг за исключением средств, направляемых на приобретение нового жилья.

Права на интеллектуальную собственность (intellectual property rights) — это юридические права владения, выдаваемые создателям идей или знаний, например, авторские права на книги, патенты на новые лекарственные препараты или особый дизайн часов или промышленных деталей. Пользователи должны платить своего рода ренту за использование этих идей владельцу прав на интеллектуальную собственность. Однако, это довольно противоречивое явление, поскольку одни полагают, что понятие собственности не применимо к невещественным идеям, в отличие от вещественных земель или ресурсов.

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution) — пропорция, в которой потребитель готов заменить одно благо другим.

Предельная ставка налога (marginal tax rate) — добавочные налоги с каждого дополнительного единичного приращения дохода.

Предельные издержки (marginal cost) — приращение совокупных издержек при производстве дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки (marginal cost) — дополнительные затраты на производство еще одной единицы продукции.

Предельные изменения (marginal changes) — не большие изменения, вносимые в план действий.

Предельный доход (marginal revenue) — изменение валового дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции.

Предельный продукт (marginal product) — прирост объема производства, обусловленный использованием дополнительной единицы ресурса.

Предельный продукт труда (marginal product of labor) — увеличение объема выпуска товара на каждую дополнительную единицу труда.

«Презентация для лифта» (или речь для лифта) (Elevator Pitch или Elevator Speech) — короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Термин отражает её ограниченность по времени — длина презентации должна быть такой, чтобы она могла быть полностью представлена за время поездки на лифте, то есть около тридцати секунд или 100–150 слов.

Предложение денег (денежная масса) (money supply) — количество денег в экономике.

Преимущество первопроходца (first more advantage) — это преимущество первооткрывателя рынка, получаемое от возможности устанавливать свои стандарты, использовать экономию от масштаба раньше конкурентов, создавать превосходную репутацию и т. д.

Прибыль (profit) — разность валового дохода и совокупных издержек.

Принцип получаемых выгод (benefits principle) — идея, состоящая в том, что люди должны платить налоги в соответствии с выгодой, которую они получают от использования предоставляемых правительством благ.

Принцип способности заплатить налог (ability-to-pay principle) — идея о том, что размер налога должен определяться в зависимости от способности индивида нести налоговое бремя.

Природные ресурсы (natural resources) — компоненты окружающей среды — земля, вода, запасы полезных ископаемых, используемые для производства товаров и услуг.

Прогрессивное налогообложение (progressive tax) — система, в которой индивиды, получающие высокий доход, отдают в форме налога большую, в сравнении с малообеспеченными налогоплательщиками, его часть.

«Проехаться за чужой счет» (free riding) — это ситуация, в которой одни могут воспользоваться тем, за что заплатили другие, поскольку потребление данного товара или услуги является неисключаемым. Именно из-за опасности возникновения такой ситуации, когда другие пользуются тем, за что они не платили, выплата налогов на общественные блага является обязательной.

Производительность (productivity) — количество товаров и услуг, произведенных за каждый час рабочего времени.

Производительность (productivity) — это увеличение выпуска продукции на дополнительную единицу вложений.

Производительность капитала (capital productivity) (или фондоотдача, эффективность использования капитала) — это увеличение объема выпускаемой продукции на дополнительную единицу капитала (например, станков), а совокупная производительность факторов производства (total factor productivity) отражает увеличение общего выпуска продукции на дополнительную единицу всех вложений. В действительности, измерение всех этих абстрактных понятий — можно даже об этом не говорить — сопряжено с большими трудностями.

Производительность труда (labor productivity) измеряет объем выпуска продукции за дополнительный час работы.

Производственная функция (production function) — зависимость между количеством ресурса, применяемого для производства некоторого блага, и объемом его выпуска.

Пропорциональное налогообложение (proportional tax) — система, при которой индивиды, получающие и высокие и низкие доходы, должны отдавать в форме налога одинаковую часть дохода.

Профсоюз (union) — организация трудящихся, ведущая переговоры с работодателями по вопросам заработной платы и условий труда.

Профессиональные заинтересованные группы (special interest groups) — это организованные группы, которые лоббируют в правительстве законы, выгодные их членам, но не потребителям, работникам или бизнесу в целом. Примеров много: профсоюзы, отраслевые ассоциации, ассоциации фермеров и пенсионеров. Экономические аргументы, которые приводят члены этих групп, редко бывают непредвзятыми.

Проявления неэффективности рыночного механизма (market failure) — это термин, обозначающий наличие серьезных внешних эффектов. Привычный механизм корректировки цен для приведения в соответствие спроса и предложения больше не приносит хороших результатов.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) (foreign direct investment) — это инвестиции компании из одной страны в другую страну. Такое может произойти либо в случае поглощения существующей компании в принимающей стране, либо при создании там новой компании. Другие варианты международных инвестиций, например, инвестиции в ценные бумаги, являются финансовыми — это покупка облигаций или акций, выпущенных компаниями из других стран, или выдача банками кредитов зарубежным клиентам.

Психология управления — наука, изучающая закономерности организации и осуществления управленческой деятельности. Эффективная психология управления ориентирована на обеспечение оптимальных условий сплочения коллектива, формирование в нём положительного психологического климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки. Психология управления оказывает серьёзное влияние на формирование высокой культуры общения, развитие коммуникативных способностей и авторитета руководителя.

-Р-

Рабочая сила (labor force) — общее количество работников, включающее в себя как занятых, так и безработных.

Равенство (equity) — справедливое распределение экономических благ между членами общества.

Равновесие (equilibrium) — ситуация, в которой уравновешиваются спрос и предложение.

Равновесие Нэша (Nash equilibrium) — ситуация, когда каждый субъект экономики во взаимодействии с остальными участниками выбирает оптимальный вариант стратегии, при условии, что остальные придерживаются определенной стратегии.

Равновесная цена (цена равновесия) (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение.

Равновесный объем (equilibrium quantity) — объем предложения и объем спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.

Расписание предложения (supply schedule) — таблица, в которой отражена зависимость между ценой на товар и его предлагаемым количеством.

Расписание спроса (demand schedule) — таблица, отражающая зависимость между ценой товара и требуемым его количеством.

Распределение налогового бремени (tax incidence) — изучение вопроса о том, кто несет основную тяжесть налогов.

Рациональные ожидания (rational expectations) — теория, согласно которой в своих прогнозах субъекты экономики оптимально используют всю имеющуюся у них информацию, включая оценку проводимой правительством политики.

Реальная процентная ставка (real interest rate) — ставка банковского процента с учетом инфляции.

Реальные переменные (real variables) — величины, измеренные в натуральных единицах.

Реальный ВВП (real GDP) — объем производства товаров и услуг, выраженный в неизменных ценах.

Реальный обменный курс (real exchange rate) — соотношение, в котором обмениваются товары и услуги, произведенные в одной стране, на товары и услуги, произведенные в другом государстве.

Регрессивное налогообложение (regressive tax) — система, при которой индивиды, получающие высокий доход, отдают в форме налога меньшую его часть в сравнении с налогоплательщиками с низким доходом.

Регулирование (fine-tuning) — это настолько идеальный вариант управления спросом, что он исключает какие-либо колебания бизнес-цикла. Попытки применить его на практике предпринимались довольно часто (особенно в прошлом), но редко были успешными.

Резервы (reserves) — денежные средства, полученные банком в форме вкладов, но не используемые для выдачи ссуд.

Рейтинг — интегрированный показатель, характеризующий место отдельных структур в общей их совокупности. При определении рейтинга торгово-посреднических структур важное значение приобретают в первую очередь такие показатели, как объем деятельности, совокупные издержки обращения, доходность коммерческой деятельности, финансовая стабильность на рынке, качество обслуживаемых клиентов и в целом имидж фирмы.

Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров, услуг конкретного заказчика.

Реклама социальная — выразитель общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей в обществе, осуществляется на безвозмездной основе.

Рекламная кампания в сети Интернет — управляемый процесс передачи информации потребителям с быстрой корректировкой интенсивности показов, фокусировки рекламы непосредственно в момент проведения рекламных мероприятий.

Рекламный текст — литературно грамотное и стилистически удачное содержание, направленное на максимальное привлечение внимания к потребительским свойствам предлагаемых товаров и услуг.

Рекламный буклет — рекламное издание в целях популяризации фирмы, товара, услуг, выпускаемое издательством для пропаганды и увеличения результатов коммерческой деятельности.

Рекламация — претензия потребителя товаров или услуг в официальной форме в виде составленного акта, включающего причины его составления, указания нарушений продавцом условий договора, требования об устранении указанных дефектов, а также возмещении причиненного ущерба.

Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся заказчиком рекламы у рекламного агентства и оплачивающее ее.

Репутация фирмы — корпоративное содержание материальной оболочки имиджа, раскрывающее не только честь и достоинство каждого исполнителя, но и результаты коллективного труда, а главное — пользу, которую приносит этот труд в копилку на­ционального богатства.

Репутация (reputation) настолько важна, что компании могут учитывать эту меру в своих публикуемых бухгалтерских балансах. Бухгалтеры называют это «престижем компании», или «гудвил» (goodwill), и это понятие тесно связано с ценностью бренда. У некоторых интернет-компаний не было ничего, кроме репутации, и именно поэтому они так внезапно обесценились, после того как потребители изменили свое отношение к вопросу репутации.

Решения непоследовательны во времени (time inconsistent) — они считаются лучшими или оптимальными на настоящий момент, но в ретроспективе оказываются не лучшими.

Розничная торговля — все виды предпринимательской деятельности по продаже товаров и услуг конечным потребителям для их личного потребления.

Рынок (market) — группа покупателей и продавцов определенного товара или услуги.

Рынок (market) — это место, где проводятся экономические операции (трансакции), где одни люди предлагают (supply) товары и услуги в ответ на спрос (demand) других. Объемы спроса и предложения зависят от цены. Высокая цена приведет к увеличению предложения и сокращению спроса. Поэтому учебники описывают рынок в виде нисходящей кривой спроса на графике, где по вертикальной оси расположена цена, а по горизонтальной — количество, и восходящей кривой предложения. Большинство рынков не имеют какого-то одного конкретного физического местоположения, и они редко ведут себя в соответствии с моделью из учебника. Существуют рынки для всевозможных видов товаров и услуг, и многие ситуации, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к экономике, можно анализировать, рассматривая их в качестве рынка (например, семейную жизнь или атмосферу Земли).

Рынок — система экономических отношений, включающая производство различных видов товаров и услуг, обращение и конечное их потребление за счет купли-продажи в соответствии с состоянием спроса и предложения.

Рыночный лидер — организация с наибольшей рыночной долей в отрасли сферы малого бизнеса.

Рыночный претендент — организация в отрасли сферы малого бизнеса, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров.

Рыночный последователь — организация в отрасли сферы малого бизнеса, проводящая политику следования за отраслевыми лидерами и предпочитающая сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений.

Рынок заемных средств (market for loanable funds) — рынок, на котором предложение определяется потоками финансовых ресурсов, на правляемых на сбережения, а спрос формируется потребностями в заемных средствах, необходимых для инвестирования.

Рынок труда (labor market) — это рынок, где люди предлагают свой труд за определенную зарплату, а работодатели, соответственно, предлагают зарплату.

Рыночная концентрация (market concentration) — это мера того, насколько мало компаний играют доминирующую роль в продажах конкретного продукта (или услуги), другими словами, насколько слаба конкуренция на рынке. Если двум крупным компаниям принадлежат 80% продаж, это означает, что рыночная концентрация — высокая, а если 80% рынка составляют только продажи 200 крупнейших компаний в совокупности, то конкуренция на рынке сильная.

Рыночная экономика (market economy) — экономика, в которой ресурсы распределяются на основе децентрализованных решений, принимаемых множеством фирм и домашних хозяйств в процессе их взаимодействия на рынке товаров и услуг.

-С-

Сбыт продукции — направление деятельности коммерческих фирм и структур, содержанием которого является реализация произведенной или приобретенной продукции в целях превращения товара в деньги и удовлетворения совокупных запросов потребителей.

Сговор (collusion) — соглашение действующих на рынке фирм об объемах производимой продукции или ее цене.

Сейлз промоушн — специальный вид деятельности, осуществляемый торговыми организациями для удержания рыночной доли, корпоративного влияния, популяризации новинки. В основе системы используются элементы гарантии качества, покупательской выгоды за счет реализации набора стимулов, возвратных механизмов за некачественную продукцию.

Сезонные скидки — денежное поощрение покупателей, когда товар приобретается раньше, чем появится спрос на него. Если такие скидки используются производителем, то их применение приводит к выполнению функции хранения другими членами канала распределения. Сезонные скидки также выравнивают объем продаж в течение года. Сезонные скидки предоставляются по цепочке другим членам канала распределения.

Сетевые внешние эффекты (network externalities) — это внешние эффекты, возникающие благодаря тому, что полезность товара или услуги растет по мере увеличения количества пользователей — как, например, в случае с факсами, телефонами или операционной системой Windows.

Система принципов маркетинга представляет совокупность четко сформулированных правил освоения товарной ниши, формирования потребности покупателей и определения потенциала неудовлетворенного спроса. Принцип — основное положение, выражающее закономерность и руководящее правило, определяющее достижение поставленной цели.

Скорость обращения денег (velocity of money) — быстрота, с которой деньги переходят из рук в руки.

Скидки — сумма вычетов из цены товара, на которые идет продавец тому покупателю, который либо отказывается от выполнения продавцом какой-либо маркетинговой функции, либо выполняет эту функцию сам.

Скидки за количество покупаемого товара — сумма вычетов из цены товара, когда покупатель берет на себя выполнение функции хранения или уменьшает расходы на перевозку или продажу товара либо добивается одновременной реализации перечисленных функций.

Совокупная выручка (total revenue (in a market)) — денежная сумма, уплаченная покупателями и полученная продавцами товара, рассчитываемая как произведение цены товара и количества проданного товара.

Совокупные издержки (total cost) — сумма денег, направляемых фирмой на приобретение производственных ресурсов.

Совокупное предложение (aggregate supply) — это общеэкономический потенциал предложения, недостающее звено между управлением спросом и инфляцией. Оно позволяет спросу расти вне зависимости от предложения, существующего в экономике (supply side), и единственным результатом этого будет более высокий уровень инфляции.

«Созидательное разрушение» (creative destruction) — термин, введенный Йозефом Шумпетером для обозначения турбулентных процессов, возникающих по мере роста капиталистической экономики, в ходе которых компании рождаются и умирают, рабочие места создаются и исчезают, а новые технологии вытесняют устаревшие.

Сопоставимая ценность (comparable worth) — доктрина, в соответствии с которой работы, считающиеся сравнимыми, должны оплачиваться одинаково.

Социальное страхование (welfare) — правительственные программы, направленные на повышение доходов нуждающихся граждан.

Социальный капитал (social capital) — это еще менее понятный термин, чем капитал или человеческий капитал. Его используют для обозначения институтов, привычек, ценностей и традиций, характерных для любого общества и способных оказать положительное влияние на экономический рост. Вокруг определения и единиц измерения социального капитала ведутся жаркие споры. Но это полезное понятие, потому что экономические возможности различных обществ действительно отличаются друг от друга, даже если в их распоряжении находятся одинаковые ресурсы и одинаковый физический и человеческий капитал.

Специальные цены в час пик и в обычное время (peak and off-peak pricing) — это один из вариантов борьбы с перегруженностью трасс: в часы, когда велика вероятность столпотворения, следует взимать повышенный тариф. Такое разное ценообразование помогает в ситуации с транспортом, кинотеатрами и барами — здесь «счастливыми» часами, оцениваемыми по обычным тарифам, считаются часы до и после часа пик.

Спонсирование — представляет вклад физического или юридического лица, не участвующего в реализации проекта, в прямое или косвенное финансирование для поощрения полезных начинаний инициативных групп, отдельных лиц.

Спрос — платежеспособность покупателей, т.е. обеспеченная деньгами и выраженная совокупной мерой потребностей покупателей в товарах и услугах.

Сравнительное преимущество (comparative advantage) — сопоставление издержек упущенных возможностей производителей товара. Производитель, обладающий самыми низкими альтернативными издержками производства товара, имеет сравнительное преимущество перед другими изготовителями.

Сравнительное преимущество (comparative advantage) — термин, обозначающий относительно более высокую эффективность одной страны в производстве какого-либо товара, даже если в абсолютном измерении она менее эффективна. Оно измеряется путем сопоставления относительных издержек двух производств (обозначим их как X и Y). Если страна с издержками X имеет самое низкое отношение X/Y (т. е. ее издержки меньше, чем издержки Y), это означает, что она будет обладать сравнительным преимуществом в производстве и экспортировании своего товара, даже если в абсолютном выражении ее издержки выше, чем у ее торгового партнера.

Средние издержки (average cost) — это средние затраты на производство всех единиц продукции. Они могут различаться в зависимости от объемов начальных фиксированных затрат, например на установку оборудования или на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также в зависимости от экономии от масштаба (или, наоборот, от ее отсутствия (diseconomy)).

Средние переменные издержки (average variable cost) — отношение переменных издержек к объему выпуска.

Средние постоянные издержки (average fixed cost) — отношение постоянных издержек к объему выпуска.

Средние совокупные издержки (average total cost) — отношение совокупных издержек к объему выпуска.

Средний доход (average revenue) — валовой доход, отнесенный к объему реализованной продукции.

Средняя ставка налога (average tax rate) — общая сумма уплаченного налога, разделенная на общую сумму дохода.

Средство накопления (store of value) — средство, используемое людьми для переноса покупательной способности из настоящего в будущее.

Средство обращения (medium of exchange) — особый товар, который покупатели вручают продавцам при покупке товаров и услуг.

Стагфляция (stagflation) — период снижения объемов производства и одновременного роста цен.

Стагфляция (stagflation) — это сочетание низкого или медленного роста и высокой инфляции. И то, и другое малоприятно и не встречается в традиционной экономической теории.

Стимулирование сбыта — единовременные побудительные меры по привлечению внимания покупателей к товару (услуге) и его убеждению совершить покупку в установленный срок.

Стоимость предельного продукта (value of the marginal product) — произведение предельного продукта и цены товара.

Страхование по безработице (unemployment in surance) — правительственная программа, обеспечивающая частичное сохранение дохода лицам, потерявшим работу.

Стратегия маркетинговых коммуникаций — это планово-управленческие решения в области оптимизации интегрированных маркетинговых коммуникаций (IMC), позволяющие демонстрировать имидж, репутацию компании в обществе.

Ceteris paribus — выражение, которое в переводе с латинского означает «при прочих равных условиях» и используется для напоминания о том, что все переменные, за исключением тех, которые в данный момент анализируются, принимаются за константы.

-Т-

Таможенный тариф (tariff) — налог на товары, произведенные за границей и продаваемые на внутреннем рынке страны.

Темпы инфляции (inflation rate) — процентное изменение индекса потребительских цен относительно предшествующего периода.

Теорема Коуза (Coase theorem) — утверждение о том, что если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению, не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить и проблему внешних эффектов.

Теория игр (game theory) — теория, изучающая стратегическое поведение людей.

Теория игр (game theory) — это отрасль экономики, которая описывает (или моделирует) поведение, возникающее как результат неких стратегий, используемых в таких играх, как покер или игра в очко (блэкджек). Существует несколько возможных результатов, возникающих с разной вероятностью и имеющих разную окупаемость. Теория игр чрезвычайно полезна при анализе таких явлений, как поведение компаний на различных рынках, накопление вооружения или любые решения, связанные с продолжительностью процесса во времени, при принятии которых учитываются стратегии. Классический пример теории игр — дилемма заключенных (prisoner’s dilemma): двух арестантов держат в отдельных камерах и каждому предлагают сделку: облегчение наказания, если они оговорят друг друга. Если они оба будут молчать, то получат небольшой срок за препятствова-ние следствию; если на сделку согласится только один, то его освободят, а другого посадят в тюрьму; однако если они оба оговорят друг друга, то их обоих посадят в тюрьму на полный срок. Какую стратегию выбрать? В большинстве случаев теории игр здесь возможно как кооперативное, так и некооперативное решение. Вот какие варианты предлагает заключенным теория игр: либо сотрудничать и в долгосрочной перспективе обоим выиграть (полу