Воскресенье, 22.10.2017, 09:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТОП-100
Форма входа
Учебный проект "Шаги к успеху. Составляем Бизнес-план"

При разработке бизнес-плана вам могут помочь информационные ресурсы, указанные в следующей таблице.

 Информационные ресурсы
 www.mbdon.ru    Портал «Малый и средний бизнес Дона» Нормативно-правовые документы Статистическая информация Методические рекомендации для начинающих предпринимателей

 www.businessdelo.ru    Портал для начинающих предпринимателей «Свой бизнес - свое дело» Методические материалы об организации малого бизнеса, разработке бизнес-планов

 www.bi-plan.ru    Информация о бизнес-планировании Содержание и структура бизнес-плана

 www.centrinvest.ru    Сайт банка «Центр-инвест» Информация о банковских продуктах и услугах для населения Юга России на основе международных стандартов и современных банковских технологий

 www.podati.net    На портале размещены краткие и развернутые материалы о налоговой политике и налоговой системе России.

 www.ebrd.com/ru/ apply/large/form.htm    Форма описания заявки на финансирование со стороны ЕБРР


Требования к структуре бизнес-плана инвестиционного проекта
 Бизнес-план инвестиционного проекта представляет собой всестороннее описание рисков и условий, в которых он будет реализован, и процессов управления производством, маркетингом, финансами и персоналом с целью реализации проекта. Не существует жестких требований к структуре бизнес-плана. Порядок глав и последовательность изложения существенного значения не имеют.

 Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим целям:
 формированию целей бизнеса, выработке стратегии и механизмов достижения целей;
 созданию системы измерения результатов деятельности и инстру- ментов управления бизнесом;
 оценке сильных и слабых сторон бизнеса, а также выявлению альтернативных стратегий.

 Ниже приведена примерная структура бизнес-плана с пояснениями.

 
 БИЗНЕС-ПЛАН

(краткое название проекта)           

 город

 год

 разработчик


Содержание бизнес-плана:

 1. Вводная часть (резюме проекта)

 Раздел не должен превышать 1,5 страницы и содержит в сжатой форме основную информацию по проекту:
 Что изменится в результате реализации проекта?
 Какие потребуются финансовые ресурсы и на какой срок?
 Как эти ресурсы распределяются на собственные и привлеченные средства?
 Какой будет рентабельность проекта?
 За счет каких источников и в какие сроки будет получен доход для возврата заемных средств и погашения инвестиций?
 Какие необходимы юридические и другие нормативные документы для реализации проекта (утвержденная проектно-сметная документация, согласование контролирующих органов и заключения государственной вневедомственной и экологической экспертизы)?
 На каких рынках и за счет каких конкурентных преимуществ будет достигнут планируемый объем реализации продукции и услуг?
 Существует ли возможность экспорта продукции (услуг) или замещения импорта?
 Какие социальные и экологические последствия будет иметь реализация проекта?

 

 2. Информация о претенденте

 Претендент - компания или группа лиц, рассчитывающая получить финансировние. Для этого необходимо дать ответы на следующие вопросы:
 Какой опыт имеет претендент в данном или другом бизнесе?
 Каково текущее состояние дел претендента?
 В какой организационно-правовой форме будет реализовываться проект?
 Когда, кем и где была зарегистрирована компания?
 Кто выступает учредителем?
 Как распределена собственность между учредителями?
 Какое место занимает компания на рынке?
 Почему претендент решил реализовать данный проект?
 Почтовый адрес, Ф.И.О., номера телефонов, факсов руководителя (руководителей) и контактных лиц.

 

 3. Рынки сбыта и маркетинг

 В этом разделе должно быть доказано, что продукт имеет рынок сбыта, обоснованную тактику конкурентной борьбы и механизмы продвижения продукции на рынок.

 3.1. Анализ современного состояния и перспектив рынков
 На каких целевых рынках планируется реализовывать продукцию?
 Каковы масштабы и потенциал роста этих рынков?
 Каков общий объем продаж по каждому рынку?
 Каков общий объем продаж продукции, планируемый в бизнес- плане, по периодам в течение срока окупаемости проекта?
 Какую часть продукции планируется продавать на региональном, национальном и международном рынках?
 Каковы тенденции (прогнозы) продаж продукции на целевых рынках?
 Каковы рыночные цены и механизмы ценообразования на целевых рынках?
 Какова обычная норма рентабельности на этих рынках?
 Каковы сегменты рынка (географические, промышленные, оптовые торговцы и т. д.) в данной отрасли?
 Какова средняя прибыльность соответствующей продукции?
 Каковы ограничения по продажам данной продукции, и как предполагается их преодолевать?
 Как и где функционирует аналогичный бизнес?
 В результате проекта формируется новый или удовлетворяется уже существующий спрос?
 Каковы основные потребительские группы (оптовые покупатели, экспортеры, конечные потребители) и их территориальное расположение?
 Кто является конечным пользователем?
 Где они находятся?
 Как часто покупают продукцию?
 Как реагируют на цену продукции?
 Как определяют качество продукции?
 Каких специальных качеств продукции хотят?
 Сколько хотели бы заплатить за обслуживание?
 Насколько удовлетворены существующей продукцией?
 На основе каких факторов потребители принимают решение о покупке?
 Каков уровень их дохода или к какой группе они относятся?
 Какие магазины посещают, чтобы купить продукцию?
 Делают ли сравнительные покупки?

 

 3.2. Продукт - товар, работа или услуга, которая будет предложена на рынке в результате реализации бизнес-плана
 Каковы основные характеристики продукта (функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры продукта, соответствие государственным стандартам, патентно- лицензионная защита, требования к контролю качества, сервисное обслуживание, возможности адаптации (модификация) продукта к изменениям рынка)?
 Какой тип продвижения товара на рынок будет стимулировать его покупку?
 Какая необходима упаковка продукции?
 Каков срок хранения продукции?
 Как часто могут производиться поставки?
 Какая планируется политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий?
 Каковы условия оплаты (кредитования)?
 Каковы требуемые гарантии?
 Каким будет прогноз конъюнктуры рынка продукта?
 Наличие опыта производства данного продукта.
 Основные (потенциальные) конкуренты, их доли на рынке, сильные и слабые стороны.
 Каково качество продукции и услуг?
 Какова репутация?
 Лояльны ли к ним их покупатели?
 Каков размер бизнеса (количественная оценка)?
 Какой тип гарантий предлагают?
 Как распределяют свою продукцию?
 Насколько эффективны?
 Имеются ли надежные финансовые ресурсы?
 Хорошо ли осуществляется руководство бизнесом?
 Какую нишу занимает продукт на рынке?
 Каковы основные характеристики аналогичных и конкурирующих (замещающих) видов продуктов?
 Что делает продукт уникальным и обеспечивает его конкурентное преимущество?
 Какое требуется количество продукции по сегментам рынка?
 Каков ассортимент продукции?
 Является ли она марочной или нет? Почему?
 Какой вид обслуживания предлагается вместе с продукцией?
 Каков тип упаковки? Почему?
 Каким должен быть срок хранения продукции?
 Какие предлагаются гарантии качества и/или срока хранения продукции?

 

 3.3. Цена продукта
 Как формируется цена реализации продукции?
 Какой ожидается рентабельность продаж?
 От каких факторов зависит уровень цен?
 Каков уровень цен в сравнении с конкурентами?
 Как часто будут пересматриваться цены?
 Какие мероприятия по изменению цен будут проводиться?
 Какая предлагается политика дифференциации цен?
 Предлагается ли специальная цена для посредника (розничная скидка или фиксированная цена)?
 Какова конкуренция между посредниками?
 Какие скидки, рассрочки предлагается использовать для стиму- лирования продаж?
 Как предлагается реагировать на изменение цен конкурентами?
 При каком критическом уровне цен целесообразно отказаться от реализации бизнес-плана?

 

 3.4. Каналы сбыта
 Каковы каналы распределения продукции по рыночным сегментам и через какое количество точек розничной торговли оно осуществляется?
 Каковы средства транспортировки продукции?
 Используются ли собственные или другие средства транспортировки?
 Как перевозятся товары?
 Какие используются возможности для хранения продукции?
 Как используется система управления запасами продукции и сохранения ее в хорошем состоянии?
 Как распространяется информация о продукции?
 Как связано обслуживание с выбором каналов распределения?
 Каких посредников можно привлечь для реализации продукции?
 Какая конкуренция между посредниками?
 Каковы сравнительные преимущества разных каналов реализации (прямая поставка, торговые представители, оптовые и розничные посредники)?

 

 3.5. Система стимулирования продаж
 Какое количество продавцов в штате?
 Как отбирается и нанимается торговый персонал?
 Обучен ли персонал технике переговоров?
 Специализированы ли продажи по географическому местоположению или типу продукции?
 Насколько часто составляются отчеты о продажах?
 Как часто анализируются результаты продаж?
 Какая используется статистика о продажах?
 Практикуются ли комиссионные продажи?
 Какова частота визитов к покупателям?
 Насколько часто проводятся встречи-продажи?
 Используется ли навязывание товара?
 Какой используется/предполагается использовать вид рекламы?
 Как определяется бюджет на рекламу?
 Как осуществляется выбор средств массовой информации (газета, радио, телевидение: местное, федеральное и т. д.)?
 Какие рекламные сообщения и какое внешнее оформление рекламы используются?
 Какой составляется график рекламной кампании?
 Как измеряется эффект от рекламы?
 Как отбираются рекламные агенты?

 

 4. Производство

 План производства
 Чем обоснован выбор производственного (научно-технологического) процесса?
 Какие виды продукции и в каком объеме будут произведены?
 Какие виды ресурсов и в каком объеме потребуются для запуска производственного процесса?
 Какие возможности есть у претендента, чтобы произвести необходимое количество продукта с надлежащим качеством и в заявленные сроки?
 Как будут использоваться производственные мощности в ходе реализации проекта?
 Какие виды оборудования (технические характеристики, возраст) будут использоваться в производстве?
 Кто является поставщиком оборудования?
 Какой правовой статус использования оборудования (собствен- ность, аренда, лизинг)?
 Каковы срок службы оборудования и годовая величина амортиза- ционных отчислений?
 Каким будет объем отходов и как они будут использованы?
 Каким будет объем постоянных затрат?
 Какие затраты будут расти пропорционально росту объемов производства?
 Когда и как будут проводиться ремонтно-профилактические работы?
 Как будет контролироваться качество производимого продукта?
 Каким стандартам должен соответствовать продукт?
 Как будет осуществляться проверка качества сырья, материалов, технологический контроль?
 Кто будет поставлять сырье для производства?
 Как будут осуществляться поставки (способы, сроки, объемы, цены, условия оплаты)?
 Какие будут использоваться необходимые складские мощности для обработки и хранения сырья?
 Какие складские мощности будут использоваться для хранения готовой продукции?
 Как будет осуществляться доставка готовой продукции потребителям?

 

 5. Инвестиции

 План инвестиций
 Чем обоснован выбор места реализации проекта и строительной площадки, их особенности (климат; обеспеченность транспортной, инженерной, социальной инфраструктурой; наличие строительно- монтажных и вспомогательных ремонтных организаций; наличие и состояние производственных площадей и т. п.)?
 Каковы сметная стоимость и план работ по проекту (сроки строительства, монтажа, ввода в эксплуатацию и достижения проектной мощности оборудования)?
 Каковы возможные экологические последствия реализации проекта?
 Какие предусмотрены меры по обеспечению экологической и технической безопасности?

 6. Управление персоналом
 Какая численность персонала потребуется для реализации бизнес- плана?
 Какие специалисты и какой квалификации (образование, опыт работы) необходимы для реализации бизнес-плана?
 Какой будет система оплаты труда персонала?
 Как будет осуществляться подготовка и обучение персонала?
 Будут ли привлекаться внешние консультанты?
 Кто является ключевым специалистом для реализации проекта (биографические данные с указанием квалификации, опыта работы, телефонов)?

 7. Финансовый план
 Каким является текущее финансовое состояние претендента (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств)?
 Кому и сколько должен претендент (кредиторская задолженность)?
 Кто и сколько должен претенденту (дебиторская задолженность)?
 Какие меры предпринимаются по погашению дебиторской и кредиторской задолженности?
 Каким будет движение денежных средств претендента в процессе реализации бизнес-плана?
 Каким будет плановый баланс претендента?
 Какими будут плановые показатели прибыли и убытков?
 Какой будет плановый объем налоговых платежей?
 Какой объем инвестиций потребуется для реализации бизнес-плана?
 Какие будут использованы источники финансирования инвести- ций?
 По какой предельной цене следует отказаться от привлечения ин- вестиций?
 Какими будут показатели доходности, ликвидности и финансовой устойчивости бизнес-плана?
 Какими будут срок окупаемости и уровень внутренней доходности инвестиций, предусмотренных в бизнес-плане?

 8. Анализ рисков

 Анализ основных видов рисков
 Какие риски могут возникнуть в ходе реализации бизнес-плана?
 Какие общеэкономические риски (макроэкономическая ситуация, курсы валют, изменение цен и тарифов, налоговых режимов, изменение платежеспособного спроса, режима экспорта и импорта, правил обращения товаров) могут оказать наиболее сильное влияние на реализацию бизнес-плана?
 Какие технологические риски (надежность технологии, исправность оборудования, наличие запчастей, оснастки, инструмента, квалифицированных специалистов) следует учесть при реализации бизнес-плана?
 Какие риски надо учесть в договорах с поставщиками (возможность перехода на альтернативное сырье, требования по контролю качества сырья)?
 Как могут повлиять финансовые риски (неплатежи, кредитный, процентный риски) на реализацию бизнес-плана?
 Какие могут возникнуть риски управления персоналом (подтверждение квалификации персонала, должностные инструкции, условия контракта, прозрачная система стимулирования)?
 Какие возможны правовые и экологические риски (штрафные санкции, арбитражные иски с контрагентов и контролирующих органов)?
 

 Надеемся, что вы успешно освоили авторский учебный курс "Предпринимательский всеобуч". Для проверки полученных знаний и закрепления навыков предпринимательства вами составлен бизнес-план знакомого вида деятельности с целью получения финансирования для инвестиционного проекта.
 ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ !