Среда, 23.08.2017, 18:33
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТОП-100
Форма входа

Урок 4 - Критерии малого предприятия

В общественном сознании малый бизнес воспринимается как нечто небольшое по своим размерам. В гражданском законодательстве требуются более строгие определения. Лучшего, «единственно верного» определения не существует. В зависимости от социально-политических целей и интересов каждое правительство использует те определения, которые ему выгодны.

Для учета всех этих факторов часто используют методику SWOT- анализа (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы). Методический прием заключается в заполнении граф соответствующей таблицы по принципу «с одной стороны», «с другой стороны».

Сгруппируем различные критерии для определения малого предприятия, а также рекомендации по их использованию в следующей таблице.

Таблица 1. SWOT-анализ определений малого бизнеса



Если необходимо резко увеличить число субъектов предпринимательской деятельности, то достаточно установить в качестве критерия малого предприятия небольшую численность работников малого предприятия. Тогда желающие стать предпринимателями вынуждены будут создавать все новые и новые предприятия, как только численность работников на очередном предприятии достигнет верхней границы. Такой критерий будет тормозить переход малых предприятий в крупный бизнес.

Участие юридических лиц в уставном капитале малых предприятий необходимо на начальном этапе бизнеса, связанного с крупной корпорацией, для установления контроля над деятельностью «дочки», переданными ей активами, технологиями и финансовыми потоками. Варьируя этим критерием, можно стимулировать или, наоборот, сдерживать участие корпораций в развитии малого бизнеса.

Любые попытки ограничить масштабы оборота малого предприятия ведут к стагнации малого бизнеса. Предприниматель, нашедший «золотую жилу», вынужден ограничивать свою деятельность или переходить в теневую экономику. При отсутствии ограничений на масштабы предпринимательской деятельности под флагом малых предприятий могут успешно развиваться посреднические структуры, имеющие специфические преимущества на рынке, исследователи, владеющие «ноу-хау».

Если государство не заинтересовано в существовании «гениев» отдельных видов деятельности, оно может установить ограничения по конкретным видам деятельности малого предпринимательства. Причем такие ограничения могут устанавливаться в разной форме: путем определения перечня допустимых и/или недопустимых сфер деятельности для малых предприятий. В первом случае есть шанс стимулировать развитие малого бизнеса в конкретных секторах экономики, во втором случае спектр возможного приложения усилий частного предпринимательства расширяется за счет новых видов деятельности, зачастую еще не проявивших себя на рынке.

Наконец, самым жестким ограничением является требование личного участия владельца малого предприятия в производственной деятельности. Такое требование нередко является необходимым для защиты интеллектуальных прав, творческой индивидуальности в сфере народных промыслов и ремесел. Но одновременно такое ограничение может тормозить развитие бизнеса из-за недостатка собственного капитала.

Строка закона

Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (отменено для вузов и НИИ);
численность работников:
микропредприятия — не более чем 15 человек;
малые предприятия — до 100 человек;
средние предприятия — от 101 до 250 человек.
объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн руб.
малые предприятия — 400 млн руб.
средние предприятия — 1000 млн руб.

Указанные предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой критерии субъектов малого и среднего предпринимательства».
Проверьте себя
Почему крупному бизнесу необходимо постоянно расширять масштабы своей деятельности?
В чем заключается эффективность работы малого бизнеса? Какие методы использует малый бизнес для увеличения чистого дохода?
Каковы особенности жизненного цикла малого предприятия?
Как законодательство определяет критерии малых и средних предприятий?
Дайте сравнительную характеристику преимущества и экономических границ крупного и малого предприятия.

Выполните задания

1)

2)

Приведите примеры знакомых вам предпринимателей с точки зрения использования преимуществ крупного и малого бизнеса.

3)

Используя данные таблицы «SWOT- анализ определений малого бизнеса», оцените возможности и ограничения в развитии малого бизнеса с позиции:
А) предпринимателя;
Б) представителя крупной корпорации;
В) представителя государства.

4)

Проведите микроисследование «С чего начинается малый бизнес?». Расспросите ваших родственников, знакомых, что побудило их заняться бизнесом? Какие шаги были первыми? С какими трудностями они встретились? Как их преодолевали?

5)

- Подготовьте презентацию на тему «Профессия предприниматель».
 - Разработайте проект на тему «История успеха» о деятельности малого предприятия в вашем городе (районе). Проект можно выполнить в форме презентации, выставки, альбома, рекламного буклета и др.
 - Ознакомьтесь с перечнем основных качеств предпринимателя, приведенных в таблице, и оцените по трехбалльной шкале, насколько каждое из них является значимым для его деятельности.
 - Опишите образ предпринимателя, который сложился у вас после заполнения таблицы.

6)

Рассчитайте среднее значение каждой характеристики среди учеников вашего класса. Сравните свое мнение с мнением одноклассника. Обоснуйте близость и/или расхождение ваших позиций.