Суббота, 20.04.2024, 08:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ТОП-100
Форма входа
Урок 11. Предпринимательский климат на Дону.

1. Малый бизнес: опыт Ростовской области
 Нормативное и правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области осуществляется на основе областного закона № 20-ЗС от 13.05.2008 <О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области>, принятого Законодательным собранием области 22 апреля 2008 года. Закон определяет полномочия Законодательного собрания Ростовской области, администрации Ростовской области, уполномоченного органа в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 В Ростовской области разработана Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 68 2009-2011 гг. (утверждена постановлением администрации области от 26.12.2008 № 604 <О переходных положениях при реализации областных целевых программ>), основными задачами которой являются:
- Повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения в Ростовской области.
- Обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития частно-государственного партнерства, привлечение субъектов МСП к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области.
- Наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера.
- Увеличение числа субъектов МСП.
- Увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты Российской Федерации.
- Повышение инвестиционной активности субъектов МСП.


 Приоритеты в оказании поддержки субъектам МСП на территории Ростовской области в 2009-2011 годах соответствуют направле- ниям, определенным Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ <О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации>, а также включают дополнительные приоритетные на- правления, исходя из актуальности решения проблем предпринима- тельства. Таким образом, в приоритетном порядке поддержку смогут получить субъекты МСП, осуществляющие деятельность в следующих сферах:
- промышленное производство и инновационная деятельность;
- производство импортозамещающей и экспортной продукции;
- ремесленничество и народные художественные промыслы;
- производство и переработка сельхозпродукции;
- коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
- здравоохранение на шахтерских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области, платные социальные услуги;
- бытовое обслуживание населения на территории муниципальных районов Ростовской области;
- защита окружающей среды;
- въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;
- общественное питание в учреждениях образования;
- микрофинансирование.


Также приоритетной поддержкой смогут воспользоваться субъекты МСП, реализующие проекты на шахтерских территориях и на территории муниципальных районов Ростовской области.

 Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного развития предпринимательства. Основными из них являются:
- выгодное географическое положение, обеспечивающее области название <ворот> России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов;
- важнейшее геополитическое значение области для России;
- развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону;
- высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы);
- высокоразвитая промышленность - прежде всего, машиностроительный комплекс;
- богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности;
- широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов;
- наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы;
- динамично формирующаяся инфраструктура рыночных институтов (банки, страховые, инвестиционные компании, лизинговые компании и др.);
- наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей инвестиционную привлекательность области;
- высокий потребительский спрос;
- стабильная социально-политическая ситуация.


Малый и средний бизнес на Дону с каждым годом наращивает обороты. Политика администрации области позволяет решать приоритетные задачи социально-экономического развития региона: обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей донского края.

По итогам 2008 года Ростовская область занимала девятое место в России и второе в Южном федеральном округе по количеству малых предприятий (без микропредприятий). По суммарному объему освоенных инвестиций в основной капитал малыми предприятиями Ростовская область находилась на третьем месте в России и втором в Южном федеральном округе. По обороту - на третьем в России и первом - в Южном федеральном округе, по численности работников списочного состава - на шестом месте в России и втором - в Южном федеральном округе.

Несмотря на происшедшие изменения в круге малых предприятий, на 1 января 2009 года в Ростовской области было зарегистрировано 7 334 малых предприятия (без микропредприятий), что на 140 предприятий больше, чем на 1 января 2008 года. Самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий без учета микропредприятий остается <Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования>, где сосредоточено 28,3 процента предприятий.

Предприятия с основным видом деятельности <Добыча полезных ископаемых>, <Обрабатывающие производства> и <Производство и распределение электроэнергии, газа и воды> составляют в суммарном выражении 17,7 процента малых предприятий. Операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг занимаются 16,7 процента малых предприятий, строительством - 14,9 процента малых предприятий.

Следует отметить, что по сравнению с 2008 годом в области незна- чительно сократилась доля малых предприятий, занимающихся про- мышленными видами деятельности и строительством (соответственно, на 0,9 и 0,3 процентного пункта), при также незначительном увеличении доли малых предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (соответственно, на 1,4 и 0,7 процентного пункта).

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях области (без микропредприятий) за январь-июнь 2009 года составила 187 тысяч человек (или 15,7 % от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий и организаций области).

Следует отметить, что в отличие от первого квартала 2009 года, в течение которого малые предприятия широко использовали практику приостановки своей деятельности и массовых сокращений, вызванную финансовым кризисом, во втором квартале под влиянием сезонного фактора отмечено некоторое восстановление численности работающих и возобновление приостановленной деятельности ряда малых предприятий. В результате среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в первом полугодии 2009 года снизилась только на 6,4 % (или на 12,8 тыс. человек) ниже аналогичного периода предыдущего года, в то время как по итогам первого квартала 2009 года снижение к уровню первого квартала 2008 года составило 10,3% (или на 20,6 тыс. человек).

2. Малый бизнес Дона: задачи и перспективы развития
 На территории области продолжается реализация Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предприниматель- ства в Ростовской области на 2009-2011 годы, (утверждена постановлением администрации области от 26.12.2008 № 604 <О переходных положениях при реализации областных целевых программ>), в кото- рой предусмотрено 115 мероприятий, нацеленных на достижение к 2011 году темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 105,2 %, объема инвестиций в основной капитал малых и сред- них предприятий - не менее чем в 2,7 раза, среднемесячной заработ- ной платы на малых и средних предприятиях - не менее чем в 2 раза. Прогнозировать такие результаты позволяют следующие факторы:
Сложившееся деловое партнерство с банками и микрофинансовыми организациями.
Работа Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области и аналогичных советов при администрациях муниципальных образований.
Деятельность областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров и соответствующих комиссий на местах.
Расширяющийся доступ к информации, консультационным услугам и повышению образовательного уровня.


Важнейшей задачей на современном этапе является разработка и реализация Стратегии преодоления барьеров развития малого и среднего предпринимательства.
Среди барьеров, постоянно возводимых на пути предпринимательства, - проверки многочисленных контролирующих органов. В Ростовской области постоянный мониторинг деятельности контролирующих органов позволил сделать публичными результаты проверок и тем самым существенно сократить основание для коррупции проверяющих. Важную роль сыграла и <горячая линия> бесплатных правовых консультаций предпринимателей, спонсором которой выступил банк <Центр- инвест>.
В Ростовской области сложилась практика совместного проведения заседаний Совета по предпринимательству и межведомственной комиссии по устранению нормативно- правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.
В разработке и реализации стратегии должны принимать участие объединения предпринимателей. Главным преимуществом предпринимателей является стратегическое мышление, свободное от установленных барьеров и ограничений, главным недостатком - нелюбовь и нежелание оформить свои стратегические идеи и предложения в нормативно-правовые документы. Раз- работка стратегии развития собственного бизнеса и активное участие в разработке региональных стратегий антибарьерного, антикоррупционного развития предпринимательства должны стать главным инструментом реализации новых возможностей законодательства для некоммерческих и общественных объединений предпринимателей по территориальным, отраслевым и профессиональным интересам.
В разработке региональных стратегий развития предпринимательства должны принимать активное участие банки, страховые, лизинговые компании, предприятия производственной и социальной инфраструктуры, учебные заведения и консалтинговые фирмы - все, кто разрабатывает свои собственные стратегии развития своего бизнеса в регионе.


Информационные барьеры развития предпринимательства необходимо ликвидировать с помощью современных интернет-технологий, объединив базы данных федеральных налоговых и статистических служб, обеспечив не только открытый, но и систематизированный доступ к информационно-аналитическим материалам для предпринимателей, разъяснению действующего законодательства, судебной практики, содействуя рекламе малых предприятий через портал <Малый бизнес Дона> (http://mbdon.ru) , налоговый портал <Подати.net> (http://www.podati.net). Банк <Центр-инвест> уже несколько лет является спонсором <горячей линии> бесплатных правовых консультаций предпринимателей, которые проводит Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, оказывает информационную, методическую и кадровую поддержку предпринимателям и местным органам власти. Можно найти и другие пути снижения рисков и барьеров на пути успешного бизнеса.

Выполните задания


- По доступной Вам информации, оцените уровень производительности труда, среднюю численность и масштабы малых предприятий разных видов деятельности в Ростовской области.
- Составьте карту малого предпринимательства в вашем поселке (районе, городе). Каковы перспективы развития малых и средних предприятий?
- Выполните проект на тему <Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Ростовской области>.

Ростовский бизнес-инкубатор как объект инфраструктуры представляет собой офисное здание с рабочими местами, оборудованными компьютерной и оргтехникой, а также лекционным залом и комнатой для переговоров. Сегодня помещения Ростовского бизнес-инкубатора располагаются в зданиях с общей площадью 1 418,2 кв. м по адресам: г. Ростов-на-Дону ул. Социалистическая, 53, и ул. Думенко, 1/3. Здания Ростовского бизнес-инкубатора являются государственной собственностью Ростовской области, находятся на балансе минэкономики области и переданы в аренду управляющей компании. Ростовский бизнес-инкубатор обеспечивает оказание субъектам малого бизнеса на начальной стадии их деятельности следующих основных услуг:
- размещение в помещениях Ростовского бизнес-инкубатора на льготной основе (величина годовой арендной платы за 1 кв. м устанавливается в размере 10% от рыночной стоимости арендной платы) сроком не более трех лет;
- осуществление технической эксплуатации здания Ростовского бизнес-инкубатора;
- оказание почтово-секретарских услуг субъектам малого предпринимательства;
- оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучение - субъектов малого предпринимательства;
- предоставление доступа субъектов малого предпринимательства к информационным базам данных;
- предоставление на безвозмездной основе субъектам малого предпринимательства оборудованных офисной мебелью, компьютерной и оргтехникой рабочих мест.

Выполните задания

Выберите направления деятельности и формы поддержки, которая может быть оказана организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства для реализации вашего бизнес-плана.